Картотека игр по развитию мышления
картотека (подготовительная группа) на тему

Материал содержит игры, направленные на развитие мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_myshleniya.docx208.6 КБ

Предварительный просмотр:

Это игрушки, поэтому мы можем прибавить к ним еще игрушки, например, паровозик.

Свекла – морковка

Яблоко – банан

Дуб – ясень

Земляника – смородина

Сапоги – кроссовки

Юбка – брюки

Шкаф – диван

Собака – кошка

Ведро – лопата

Смотреть – слушать

И т.д.

Игра «СЛОЖИ РАССКАЗ».

Цель: Развитие умение устанавливать причинно-следственные связи. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Ход задания.  Перед ребенком в хаотично раскладываются любые картинки объединенные сюжетом.

Рассмотри эти  картинки и разложи их по порядку так,  чтобы получился рассказ или сказка.

Расскажи, что получилось.

Пример.

D:\картинки\cachorro na lama.jpg

Игра «ПАРОЧКИ».

Цель: Развитие логического мышления.

Ход задания. Ребенку предлагаются  слова, к которым необходимо придумать слова, связанные с ними по смыслу:

Пример.

Лопата Письмо Мел Гриб Кот  

Копать Писать  Доска  Лес Пушистый

Мороз Лодка Хлеб Мех Стул

Холод Плыть Свежий Мягкий Удобный

Игра «ЧТО? КАКОЕ?»

Цель: Развитие навыков свободной речи, установление понятийных связей. Анализ. Синтез. Обобщение.

Ход занятия. Ведущий просит назвать не синонимы, а другие слова, описывающие тот предмет, который он называет. То есть подобрать слова-признаки. Например: «Лес». Можно добавить: «Густой, дикий, темный, шелестящий, мелколиственный, сосновый…».

Пример слов: Холод вода дым трава окно стол снег луна день крик сад

D:\картинки\1a80e241bc427a9a9c640d4bd9ced7f9.gif

Игры по развитию мышления у старших дошкольников

Консультация для родителей

Игра «РАЗНЫЕ СЛОВА».

Цель: развитие навыков свободной речи, установление понятийных связей. Анализ. Синтез. Обобщение.

Ход игры. Взрослый называет слово, а ребенок вспоминает слова, обозначающие прочти то же самое, но слегка отличающееся – синонимы.

Например, взрослый называет слово «Большой», к которому можно подобрать такие слова как «Огромный,  громадный, крупный, гигантский…»

Игра «СОБЕРИ КАРТИНКУ».

Цель: Развитие логического мышления по параметру "комбинаторные умения", способности ребенка к перцептивному  моделированию, т.е. способности соотнести часть и целое, воссоздать эталон. Анализ. Синтез.

Ход игры. Необходимо как можно быстрее собрать разрезанную на несколько частей картинку. Время ограничено одной минутой.

Количество разрезанных частей для детей 5 лет – 5-7 частей, для детей 6 лет – 6-8 частей.

Игра «ДОМИКИ».

Цель: Развитие умения классифицировать.

Заготавливают 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (4 картинки в каждой группе).  Ход задания. Ребенку дается инструкция:  "Посмотри внимательно на карточки и разложи их на 4 домика так, чтобы предметы подходили друг к другу". Если ребенок справляется с заданием, то переходят к следующему заданию: "Теперь нужно сделать из 4 домиков 2. Так,  чтобы в каждом новом домике картинки подходили друг к другу".  В ходе выполнения задания следует задавать ребенку вопросы, почему он так сделал.

.

почему он так сделал.

Задание «ЗАСЕЛЕНИЕ ДОМА»

Цель: Развитие логического мышления по параметру "комбинаторные умения".

Ход задания. В доме живут такие жильцы: точка, палочка и галочка. На, каждом этаже они живут в разном порядке.  На самом верхнем этаже они живут в такой  порядке:  в  первой  комнате - точка,  во второй комнате - палочка, в третьей - галочка. Теперь заселим следующий этаж.  В первой комнате у нас  будет жить точка.  Кто должен жить во второй комнате,  так чтобы порядок заселения был другой,  не такой как на шестом этаже?

Теперь у нас остались другие этажи.  Тебе нужно самостоятельно заселить  их точкой,  палочкой и галочкой.  Помни,  что порядок заселения должен быть разным на каждом этаже,  не повторяй порядок заселения верхних этажей.

Задание. «ЧЕМ ПОХОЖИ»

Цель: Развитие умения проводить операцию сравнения на вербальном уровне. Увеличение словарного запаса. Развитие понятийного мышления, умения  выделять  существенные признаки. Сравнение. Обобщение.  Анализ. Синтез.

Ход задания. Сейчас я буду называть тебе два предмета, а вы должны мне сказать, чем они похожи, что у них есть общего,  например:  собака-кошка, чем они похожи, что у них есть общего?...  Это животные, и у собаки и у кошки есть уши, хвост, лапы, сердце, нос, и т.д.

Бант-заколка

Гусеница – комар

Медведь – лиса

Телевизор – радио

Газета – журнал

Карандаш – ручка

Автобус – машина

Роза – кактус

Кофта – юбка

Стол – шкаф

Мячик – кукла

И т.д.

Задание. «ПРИБАВЛЕНИЕ ПОДОБНОГО»

Цель: Развитие умения проводить операцию сравнения на вербальном уровне. Увеличение словарного запаса. Развитие понятийного мышления, умения  выделять  существенные признаки. Сравнение. Обобщение.  Анализ. Синтез.

Ход задания. Я буду  называть  тебе  два предмета или действия,  у которых есть что-то общее, они чем-то похожи, а ты назови мне еще один предмет, который подходит к ним. Например, мячик, кукла.

Это игрушки, поэтому мы можем прибавить к ним еще игрушки, например, паровозик.

Свекла – морковка

Яблоко – банан

Дуб – ясень

Земляника – смородина

Сапоги – кроссовки

Юбка – брюки

Шкаф – диван

Собака – кошка

Ведро – лопата

Смотреть – слушать

И т.д..

За каждое названное слово  ребенку дается жетон, выигрывает тот, у кого наберется больше жетонов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития мышления дошкольников

Собраны игры и упражнения по развитию мышления дошкольников с описанием развивающих эффетов...

Картотека заданий на развитие мышления

Картотека заданий на развитие мышления...

Картотека игр по развитию мышления

Картотека игр по развитию мышления у детей дошкольного возраста...

Картотека игр на развитие мышления для детей дошкольного возраста

Игра - любая игра! - развивает творческие и мыслительные способности малыша, учит и терпению, и настойчивости, развивает чувство юмора.Именно игра делает обучение для ребёнка интересным и желанным зан...

Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста

Конструктивные игры для детей 3-4 го года жизни.«Геометрические фигуры»Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышк...

КАРТОТЕКА ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Развитие логического мышления  детей старшего  дошкольного возраста Предлагаем лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, ...

Картотека игр на развитие мышления.

Картотека игр на развитие мышления.1.      Игра «Чудесный мешочек».(2—3 года)Цель: развивать образное мышление, память....