Гиперактивного ребенка спасут правила игры
консультация

Самотканова Эмма Геннадьевна

 

Главная задача родителей гиперактивного малыша – превратить его бесцельную активность  в целенаправленную.

Это начинается с пеленок. Ребенок умеет совершенно непонятным образом выпутываться из них. Не проходит и часа, как его, упакованного, уложили в кроватку, а одеяло уже смято и скомкано, пеленки где-то сбоку, а сам ребенок лежит поперек матраса. Его невозможно остановить на пеленальном столе даже на минуту с первых дней жизни.

 

Не может иначе.

Как только ребенок подрастет и оказывается на полу, главной становится задача уберечь его жизнь и здоровье. Назвать таких детей непоседами – это не сказать ничего. Они подвижны как ртуть: влезают во все шкафы, без устали атакуют, взбираясь на них (чтобы потом упасть), диваны, стулья и столы. Именно эти дети возрасте от года до двух с половиной стаскивают на пол скатерти, сшибают с крестовин новогодние елки, несмотря на запреты, открывают газ и воду, а также опрокидывают на себя кастрюли с кипятком… Становясь на ноги, они вмешиваются во все разговоры, без умолку болтают сами, мгновенно и без серьезных причин затевают демонстративные истерики, отвлекаются на любой шум, на любую пеструю картинку на улице, чтобы потом мгновенно, без секунды паузы, рвануть к понравившейся игрушке в руках идущего навстречу малыша.

Вы скажете, что так ведут себя все дети. Нет, не все. Гиперактивность – это не что иное, как диагноз, синдром, следствие микроорганических повреждений головного мозга, возникающий в результате внутриутробного кислородного голодания или микрородовой травмы. Нарушается механизм самоконтроля и ребенок независимо от ситуации – дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – ведет себя одинаково. Он не виноват – он просто не может иначе.

 

Главное – цель.

Безусловно, в воспитании гиперактивного ребенка родителям не обойтись без консультации и помощи врачей-психоневрологов и лечения – если оно нужно. Но вот диагноз поставлен, лекарства назначены. Но не уповайте только на них. Будут ли до конца преодолены аномалии в развитии ребенка, зависит в том числе и от вас. Вы должны вести с малышом ежедневную, планомерную, кропотливую работу.

В первую очередь надо четко разграничить целенаправленную активность ребенка и ту самую бесцельную подвижность. С того времени, когда он начинает ходить и особенно бегать, его двигательную активность надо направлять, организовывать и контролировать. Это самое важное в вашей работе. Постановка цели, действия по определенным правилам для такого ребенка – спасение, его активность перестает быть бесцельной и превращается в целенаправленную и полезную для него.

Здесь вам помогут спортивные игры. Начать можно с домашних игр с мячом, скакалкой, игры в догонялки, в войну, в которой вы определяете правила – с учетом известных вам, как никому больше, привычек и пристрастий малыша. Через подвижные игры он реализует свою хлещущую через край энергию, находит полезное применение своей силе, учится управлять эмоциями. Подросший пацан пусть до изнеможения играет на улице в футбол, эта игра требует организованности, подчинена правилам, и у игроков есть цель – ворота команды противника.

К усидчивости ребенка также стоит приучать как можно раньше. Сажайте его, уставшего от беготни, за стол рядом с собой, занимая делом по его возрасту. Пусть маленький человек что-нибудь собирает, лепит, рисует. Придумывайте для него сюжеты рисунков и правила игр, соревнуйтесь, кто, скажем, быстрее и гуще закрасит одинаковые по размеру квадратики или скатает из пластилина шарик. Пусть он убедится, что это так же здорово, как и подвижная игра. Без сомнения, ребенок попытается, вдруг что-то вспомнив, все-таки вскочить, понестись, но будьте тверды и последовательны: «Нет-нет, дорогой, мы еще не доиграли, спорим, я сейчас скатаю быстрее тебя!». Вначале вам будет трудно, ребенка придется буквально держать руками, но проявите терпение – без навыков усидчивости он в будущем просто не сможет учиться.

Расторможенность у гипердинамичного ребенка проявляется и в эмоциях. Учите его сдержанности. А как учить, если, скажете вы, стоит с ним начать разговор, как ребенок тут же перебивает вас, а то и просто вырывает руку, устремляясь с палкой к севшему в трех метрах от вас воробью. На этот случай всегда на прогулке имейте в кармане что-нибудь интересное для него или просто лишние тридцать рублей на «киндер» с игрушкой, интересный всем детям без исключения. Главное, чтобы ребенок остался с вам, под вашим организующим его (!) воздействием, чтобы его голова и руки были чем-то заняты. Сдержанности учат на собственном примере, контролируйте себя, не дергайте человека по ничтожным поводам, разговаривайте с ним спокойно и убедительно.

За проступки гипердинамичного ребенка стоит наказывать. Самое страшное наказание для него – принуждение к покою. Усадите его на диван без всякого дела, без книги, без телевизора, вдали от окна. Он измучается, намается, извертится, но ему придется в бездеятельности сидеть на месте до указанного вами времени, и такое наказание он обязательно запомнит и будет стараться вести себя так, чтобы его избежать.

И главное – в работе по приведению ребенка а порядок семья должна быть идеологически едина. Здесь категорически недопустимы разногласия в воспитании, требования к ребенку со стороны отца, матери, бабушек и дедушек должны быть одинаковыми, а значит, проговоренными между всеми старшими. У малыша в голове и так одна сплошная разноголосица, а если и между вами не будет единства в том, что ему прощать и что разрешать…

 

Избегайте скандалов.

С гиперактивными детьми трудно. Понятно, что без родительских хладнокровия и терпения о системном воспитании в принципе не может идти речь, но в случае с гиперактивным ребенком все это потребуется от вас в удвоенной степени.

1.      Соблюдайте правило «разделяй и властвуй». Гиперактивные дети способны концентрировать внимание лишь на короткое время, и важно разбивать поставленные перед ним задачи на несколько частей. Если для садика ребенку надо сделать аппликацию, выполняйте эту работу по частям, с перерывами на другие занятия.

2.      Если просите малыша что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции – длинные он не запомнит.

3.      Старайтесь избегать скандалов. Если вы видите, что ребенок на грани истерики, просто уйдите из комнаты. Когда у его спектакля не будет зрителей, все быстрее закончится.

4.      Будьте осторожнее с критическими замечаниями. Если даже ребенок ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится полчаса, не ругайте его, а скажите «Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. А в следующий раз посмотрим, сможешь ли ты сделать это побыстрее»

5.      Организуйте ребенку минимальные обязанности по дому и за их выполнение спрашивайте с него по всей строгости. Если он убрал за собой игрушки кое-как – пусть сделает все как надо, пусть ради этого придется возвращать его в детскую не раз и не два.

Вниманию родителей.

Вот несколько способов заинтересовать и утихомирить «разошедшегося» гиперактивного ребенка. Поймайте его, пробегающего мимо вас, обнимите и спокойно предложите поиграть.

Замри-отомри

Вариаций этой игры множество. Например, по команде «День» ребенок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете «Кошка идет!». Вместо словесной команды можно давать звуковую – скажем, хлопать в ладоши.

Нос-кнопка

Договоритесь с малышом, что, как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовать пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажмите кнопку на пульте и говорите: «Уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребенок выполняет команды.

 

Детский психолог – Елена Яковлева

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istochnik.docx10.52 КБ

Предварительный просмотр:

Источник: Российская газета – www.rg.ru –№231 (5055)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Консультация для родителей "Правила взаимодействия с гиперактивным ребенком"

Гиперактивность у детей -   состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и ...

Консультация для родителей правила общения с гиперактивным ребенком

Общение с гиперактивным ребенком«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивност...

Правила работы с гиперактивным ребенком

Гипер...- (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означ...