консультация для родителей "Что нужно знать родителям о проблемах в речевом развитии детей"
консультация на тему

Вотчицева Татьяна Ивановна

консультация составлена для родителей, дети которых были переведены в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nuzhno_znat_o_problemah_v_rr.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям о проблемах в речевом развитии детей.

      Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил,

чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

    Но все дети нашей группы по заключению ТПМПК имеют ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

    Данное заключение позволило вам быть зачисленными в старшую группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. Задачей работы данной группы  является комплексное системное коррекционное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

     Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где учитель-логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
   
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах.   Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
    По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает 
оценочно-контрольный этап, во время которого учителем-логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
    Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его речевое развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:
    1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций учителя-логопеда;
    2 – завышенные требования к качеству речи ребенка.
    И то, и другое не способствует развитию речи и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая папка, в которой собирается весь отработанный речевой материал и рекомендации учителя-логопеда родителям. Папку приносят в детский сад в понедельник, а в пятницу забирают домой для повторения материала.
     Нарушения речи требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.

Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка.

     Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

/рекомендации учителя – логопеда/

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. 
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?» 
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 
  5. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  6. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. 
  7. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д. 
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 
  10.  Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».             

ПОМНИТЕ:

  • Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно
  • Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось
  • Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово
  • Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.


     Будьте терпеливы, помогая ребёнку выполнить задание учителя-логопеда!

        Не забывайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия учителя-логопеда, ребёнка, воспитателей и его родителей. Своевременно выполняйте домашние задания, не забывайте папки домашних заданий дома и тогда у нас обязательно все получится.                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей

В статье говорится о причинах речевых нарушений; о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей».

К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребенка....

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей.

Особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку....

Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о творческих и одарѐнных детях».

Многие папы и мамы считают своего ребенка одаренным, но большинство детей — гении только в глазах своих родителей. Тем не менее, к некоторым малышам действительно применимо слово "одаренный...

Родительское собрание: "Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?"

Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью....