"Приемы речевой активности ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития" консультация для родителей
консультация (младшая группа) на тему

Бабакова Татьяна Геннадиевна

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные  инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания  матери; натальные, т.е. возникающие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия,  преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды. Целый ряд причин возникает а постнатальный период – заболевания  ребенка, травмы и пр.

          На современном этапе становится актуальным  более тщательное и раннее выявление детей с нарушениями речевого развития. К группе риска относятся дети первых двух – трех лет жизни, у которых имеется предрасположенность к проявлению нарушений речевого развития. Обычно такие нарушения речи возникают на фоне органического поражения центральной нервной системы, и уже в первые годы жизни у этих детей  выявляются признаки отставания психомоторного развития, общее беспокойство, нарушение сна и аппетита, соматическая ослабленность. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

«Приемы речевой активности ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития»

/консультация для родителей/

Учитель – логопед  

высшей квалификационной категории

Бабакова Т.Г.

станица Тацинская

август 2018 год

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные  инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания  матери; натальные, т.е. возникающие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия,  преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды. Целый ряд причин возникает а постнатальный период – заболевания  ребенка, травмы и пр.

          На современном этапе становится актуальным  более тщательное и раннее выявление детей с нарушениями речевого развития. К группе риска относятся дети первых двух – трех лет жизни, у которых имеется предрасположенность к проявлению нарушений речевого развития. Обычно такие нарушения речи возникают на фоне органического поражения центральной нервной системы, и уже в первые годы жизни у этих детей  выявляются признаки отставания психомоторного развития, общее беспокойство, нарушение сна и аппетита, соматическая ослабленность. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

         Картина речевых расстройств может включать может включать следующие формы патологии речи: задержку речевого развития, алалию, дизартрию, ринофонию – и соответствовать при тяжелых формах общего недоразвития речи 1- 2- му уровню речевого развития  (по Р.Левиной: отсутствие речи, лепетная речь, предложения из аморфных слов-корней или первых форм  и усвоение флективной системы языка).

         Особенностью речевых нарушений в младшем возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Поэтому своевременно оказанная помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы  общего недоразвития речи, поможет создать условия для дальнейшего ребенка, в значительной степени ускорить ход его речевого и умственного развития.

           Важно выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия.  Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период), по мере роста ребенка  в диагностике патологии все большее значение  начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь у такого ребенка неразборчивая («каша во рту»).

          Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребенка нужно приучить самостоятельно пользоваться словами, стимулировать  его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых.

       Основные приемы, стимулирующие развитие речевой активности, которые могут помочь специалистам и родителям:

        1.  Разговор с самим собой. Когда малыш находится  недалеко от вас, начинайте говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете.

 Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями,  доступными восприятию малыша. Например: « Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».                                                2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, дышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.                                        3. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая, на полку с игрушками, вопросительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же, и будет возмущен, но охотно активизирует свои  речевые  возможности, чувствуя себя намного  сообразительнее взрослого.                                

4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не  принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: « Суп», - вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому ,чтобы он овладел более сложными языковыми форматами, учился заканчивал свою мысль.                                                        

       5. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышом доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.                        6. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность  выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно  делать выбор, если это право ему предоставляется  взрослыми: « Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», « Тебе целое яблоко или  половинку?».                                         7. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами - через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности  развиваются  не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формирование мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Ребенок же фиксирует  свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л. С. Выгодский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача – облечь мысль ребенка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьями. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

8. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются  под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.

9. Уровень развития речи детей находится в  прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод:

ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются  изолированные движения пальцев, - говорящие дети… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлеклось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

        Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно,  и речевую активность ребенка, можно:

-запускать пальцами мелкие волчки;

-разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;

-рвать на мелкие кусочки бумагу;

-сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка;

-делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;

-«ходить» по столу указательным и средним пальцами и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;

-показать отдельно только один большой палец;

-махать в воздухе только пальцами;

-кистями рук делать «фонарики»;

-хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

-собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

-нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

-наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль);

-закручивать шурупы, гайки;

-играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

-складывать матрешек, играть с вкладышами;

-рисовать рукой и пальцами в воздухе;

-играть с песком, водой;

-рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....

Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...

Предметная деятельность детей раннего возраста c задержкой психомоторного развития. Консультация для родителей.

В презентации представлен материал для консультации родителей, имеющих детей с задержкой психомоторного развития: особенности предметной деятельности детей раннего возраста, общие рекомендации для фор...

«Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности ребенка»

laquo;Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности ребенка»...