Главные вкладки

    "Приемы речевой активности ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития" консультация для родителей
    консультация (младшая группа) на тему

    Бабакова Татьяна Геннадиевна

    За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные  инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания  матери; натальные, т.е. возникающие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия,  преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды. Целый ряд причин возникает а постнатальный период – заболевания  ребенка, травмы и пр.

              На современном этапе становится актуальным  более тщательное и раннее выявление детей с нарушениями речевого развития. К группе риска относятся дети первых двух – трех лет жизни, у которых имеется предрасположенность к проявлению нарушений речевого развития. Обычно такие нарушения речи возникают на фоне органического поражения центральной нервной системы, и уже в первые годы жизни у этих детей  выявляются признаки отставания психомоторного развития, общее беспокойство, нарушение сна и аппетита, соматическая ослабленность. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл priemy.docx21.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

    «Приемы речевой активности ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития»

    /консультация для родителей/

    Учитель – логопед  

    высшей квалификационной категории

    Бабакова Т.Г.

    станица Тацинская

    август 2018 год

    За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные  инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания  матери; натальные, т.е. возникающие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия,  преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды. Целый ряд причин возникает а постнатальный период – заболевания  ребенка, травмы и пр.

              На современном этапе становится актуальным  более тщательное и раннее выявление детей с нарушениями речевого развития. К группе риска относятся дети первых двух – трех лет жизни, у которых имеется предрасположенность к проявлению нарушений речевого развития. Обычно такие нарушения речи возникают на фоне органического поражения центральной нервной системы, и уже в первые годы жизни у этих детей  выявляются признаки отставания психомоторного развития, общее беспокойство, нарушение сна и аппетита, соматическая ослабленность. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

             Картина речевых расстройств может включать может включать следующие формы патологии речи: задержку речевого развития, алалию, дизартрию, ринофонию – и соответствовать при тяжелых формах общего недоразвития речи 1- 2- му уровню речевого развития  (по Р.Левиной: отсутствие речи, лепетная речь, предложения из аморфных слов-корней или первых форм  и усвоение флективной системы языка).

             Особенностью речевых нарушений в младшем возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Поэтому своевременно оказанная помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы  общего недоразвития речи, поможет создать условия для дальнейшего ребенка, в значительной степени ускорить ход его речевого и умственного развития.

               Важно выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия.  Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период), по мере роста ребенка  в диагностике патологии все большее значение  начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь у такого ребенка неразборчивая («каша во рту»).

              Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребенка нужно приучить самостоятельно пользоваться словами, стимулировать  его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых.

           Основные приемы, стимулирующие развитие речевой активности, которые могут помочь специалистам и родителям:

            1.  Разговор с самим собой. Когда малыш находится  недалеко от вас, начинайте говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете.

     Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями,  доступными восприятию малыша. Например: « Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».                                                2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, дышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.                                        3. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая, на полку с игрушками, вопросительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же, и будет возмущен, но охотно активизирует свои  речевые  возможности, чувствуя себя намного  сообразительнее взрослого.                                

    4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не  принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: « Суп», - вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому ,чтобы он овладел более сложными языковыми форматами, учился заканчивал свою мысль.                                                        

           5. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышом доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.                        6. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность  выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно  делать выбор, если это право ему предоставляется  взрослыми: « Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», « Тебе целое яблоко или  половинку?».                                         7. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами - через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности  развиваются  не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формирование мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Ребенок же фиксирует  свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л. С. Выгодский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача – облечь мысль ребенка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьями. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

    8. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются  под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.

    9. Уровень развития речи детей находится в  прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод:

    ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются  изолированные движения пальцев, - говорящие дети… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлеклось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

            Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно,  и речевую активность ребенка, можно:

    -запускать пальцами мелкие волчки;

    -разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;

    -рвать на мелкие кусочки бумагу;

    -сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка;

    -делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;

    -«ходить» по столу указательным и средним пальцами и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;

    -показать отдельно только один большой палец;

    -махать в воздухе только пальцами;

    -кистями рук делать «фонарики»;

    -хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

    -собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

    -нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

    -наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль);

    -закручивать шурупы, гайки;

    -играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

    -складывать матрешек, играть с вкладышами;

    -рисовать рукой и пальцами в воздухе;

    -играть с песком, водой;

    -рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

    О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

    Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

    О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

    Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

    Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....

    Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

    Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...

    Характеристика на ребенка раннего возраста с задержкой психо-речевого развития.

    Предлагаю Вашему вниманию образцы характеристик на детей раннего дошкольного и младшего дошкольного возраста с задержкой психо-моторного, речевого развития. Одна из характеристик составлена на ребенка...

    Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

    Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...