Предметная деятельность детей раннего возраста c задержкой психомоторного развития. Консультация для родителей.
презентация

В презентации представлен материал для консультации родителей, имеющих детей с задержкой психомоторного развития: особенности предметной деятельности детей раннего возраста, общие рекомендации для формирования предметной деятельности, пространственно-развивающая среда и игры по этапам их формирования. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Пушина Екатерина, учитель-дефектолог Особенности развития Игры и упражнения для развития предметной деятельности Предметная деятельность детей раннего возраста c з адержкой психомоторного развития

Слайд 2

Предметная деятельность – деятельность детей с различными предмета окружающего мира Определение Предметная деятельность в едущая деятельность детей раннего возраста

Слайд 3

Особенности предметной деятельности детей раннего возраста Отсутствие интереса к игрушкам и предметам Нет стремления манипулировать предметами целенаправленно Нет попыток подражания действия взрослого Дети не могут захватывать мелкие предметы, выделять отдельно каждый палец, не развивается «пинцетный» тип хватания и хватания щепотью

Слайд 4

Особенности предметной деятельности детей раннего возраста Трудности использования ложки во время еды, кружки, совка, ведерка во время игры. Захватывание и переноска предметов затруднена Отсутствуют или недостаточно развиты соотносящие действий в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками … Не могут определить предмет на ощупь, обвести пальцем его контур Трудности различения свойств предметов на ощупь: фактура, тепло-холод Не развиты предметно-игровые действия: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу

Слайд 5

Общие рекомендации для формирования предметной деятельности, условия Эмоциональное общение Музыкальное сопровождение Хорошее настроение – благоприятное условие для игры Терпение – условие формирования навыков у ребенка Приемы: Рука в руку Демонстрация действия взрослым Показа предмета взрослым

Слайд 6

Предметно-развивающая среда Мягкие игрушки Развивающие игры Банки с крышками разного размера Кубики Геометрические фигуры разных цветов Веревки, предметы с отверстиями Природный материал …

Слайд 7

Прикосновения Игра: «Поймай мяч». Взрослый касается игрушкой ножки, ручки, головы. Ребенок должен поймать игрушку. 2. Зрительно-двигательная координация Игра: «Захвати предмет». Взрослый водит предмет перед глазами ребенка так, чтобы ребенок мог дотянуться до него. Ребенок должен захватить предмет одной рукой или двумя. 3. Орудийные действия с предметами Учить держать ложку во время еды. Взрослый укладывает ложку в руку ребенка и «рука в руке» кормит ребенка. Игры. 1 этап

Слайд 8

Формирование умения хватать предметы Игра "Сделаем погремушку" Предметы : мелкие предметы (фишки, пуговицы), пластмассовая бутылка, поднос. Ход игры: «Давай сделаем погремушку». Взрослый перед ребенку ставит бутылку, на подносе лежат мелкие предметы (фишки, пуговицы). «Опускай фишки в бутылку» и показывает действия. После того, как ребенок опустит все фишки в бутылку, взрослый закрывает крышкой бутылку и показывает, как можно "греметь", малыш повторяет действия взрослого, играет с "погремушкой ". Игра "Прокати шарик" Предметы: желоб для скатывания, цветные шарики, коробка. Ход игры : «Давай скатим шарики в коробку». Взрослый берет шарик и скатывает шарик, смеется! Просит ребенка скатить самому. Игры. 2 этап

Слайд 9

Формирование умения захватывать предметы Игра "Спрячь игрушку" Предметы : миска с фасолью или бобами, пустая миска, ложка, мелкая игрушка (неваляшка). Ход игры : взрослый предлагает ребенку поиграть с неваляшкой, ставит игрушку в пустую миску и показывает. «Давай спрячем неваляшку!». Ребенок держит ложку в руке и засыпает игрушку фасолью. После того, как игрушку "спрятали", взрослый спрашивает: "Где неваляшка? Найди ее !» Игра "Поймай шарики» – игру можно проводить во время купания Предметы : таз с водой, разноцветные шарики (пластмассовые, резиновые - 5 штук), сачок, полотенце, банка. Ход игры : взрослый показывает шарики и бросает их в таз с водой. Затем берет сачок, достает шарик и опускает его в банку. Далее ребенок действует, повторяя за взрослым. Если ребенок не начинает играть, берем руку ребенка и действуем вместе. Игры. 2 этап

Слайд 10

2. Формирование соотносящих действий Игра "Что в коробочке?" Предметы : две разные коробочки по величине или форме с закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы). Ход игры : 1. взрослый предлагает ребенку поиграть с коробочками и посмотреть что в них лежит. Взрослый «гремит» перед ребенком коробками и предлагает открыть их. Ребенок открывает коробки. Если ребенок испытывает трудности, взрослый помогает. 2. в зрослый раскладывает предметы. «Спрячь игрушки в коробки». После того, как ребенок опустил игрушки в коробки, взрослый предлагает закрыть крышкой. Ребенок должен подобрать по размеру крышки. Игра «Найди домик» Ход игры : взрослый показывает ребенку игру, обращает его внимание на разные фигуры, которые "живут в своих домиках". После того, как ребенок достал все вкладыши, ему нужно найти и "вставить" на свои места. При затруднениях используется метод проб. Игры. 2 этап

Слайд 11

2. Формирование соотносящих действий Игра «Собери игрушки? Ход игры: взрослый предлагает ребенку собрать все игрушки на полу Игра "Выбей шарик" Предметы : игрушка лоток с цветными шариками и молоточком. Ход игры : взрослый показывает ребенку игрушку, ударяет молотком по шарику, при этом обращает внимание ребенка на выкатывающийся из отверстия шарик. Побуждает малыша к самостоятельным действиям. Игра «Нанизываем бусы» Предметы: веревка, катушки/кольца от пирамидок/кольца для штор/детали от конструктора… Ход игры : взрослый предлагает ребенку сделать бусы для игрушки или для мамы. Ребенок нанизывает предметы на веревку, взрослый помогает. Игра «Собери пирамидку» Предметы: пирамидка. Ход игры: взрослый предлагает ребенку собрать пирамидку Игры. 2 этап

Слайд 12

1. Восприятие предметов на ощупь Игра «Чудесный мешочек» Предметы : мешочек, различные предметы. Ход игры : взрослый заранее опускает несколько предметов в мешочек (кошка, мяч, палочка…), говорит ребенку: «У меня есть что-то в мешочке» и дает ребенку ощупать мешочек. «Давай посмотрим что там лежит. Опусти руку, выбери игрушку, что/кто это?». Ребенок, не смотря угадывает предмет. Затем достает из мешочка и проверяет. В мешочек можно прятать предметы, разные по форме, величине и размеру: геометрические фигуры, игрушки… Игра «Фигуры на ощупь» Предметы: геометрические фигуры. Ход игры: в зрослый обводит фигуру и говорит: «Это круг». Взрослый рукой ребенка ( так, чтобы ребенок не видел) обводит фигуру и спрашивает «Что это?». Задача ребенка угадать фигуру. Игры. 3 этап

Слайд 13

Предметно-игровые действия Игра "Подарки мишкам" Предметы : игрушки - мишка, белка, "чудесный мешочек", шишка, грибок. Ход игры: взрослый дает ребенку игрушки и предлагает рассмотреть, поиграть с ними. Через некоторое время показывает "чудесный мешочек", говорит, что в него можно спрятать игрушки. Предлагает ребенку положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек. Тут появляются мишка и белка, взрослый просит для зверушек достать подарки: для мишки - шишку, для белочки -грибок, не заглядывая в мешочек. Игру можно повторить с другими предметами. Игра "Построим забор" Предметы: игрушки - машина, кирпичики/кубики, домик, петушок. Ход игры : взрослый обращает внимание ребенка на домик, в котором живет петушок. Предлагает построить забор вокруг домика петушка, защитить его от хитрой лисы. Взрослый просит ребенка загрузить машину кирпичиками и отвезти их к домику петушка. Затем взрослый и ребенок строят забор вокруг домика. Ребенок действует, подражая. Игры. 3 этап

Слайд 14

Список источников Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002. -64 с. http :// pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-44.shtml#book_page_top 2. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб .--метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой , А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. -95 с. http ://pedlib.ru/Books/3/0084/3_0084-8.shtml#book_page_top 3. Стребелева , Е.А., Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой , Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с . http://pedlib.ru/Books/3/0083/3_0083-85.shtml