Консультация для родителей:Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников».
консультация на тему

Дорогова Татьяна Федоровна

 

В народе есть такая притча: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»

К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.

Дидактическая игра представляет собой многословное, педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания ребенка.
 

Учиться играя! Чтобы маленькие крохи овладели необходимой речью, движениями, разнообразными навыками и умениями, их надо этому научить.

Для обучения детей специально созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку дается в игровой форме. Дети играют, не подозревая то, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

В  дошкольном воспитании существует следующие виды дидактических игр:

-  с игрушками и предметами;

-  настолько-печатные;

-  словесные.

В детском саду, в каждой возрастной группе, существуют разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр вовсе не означает, что надо иметь их в большом количестве. Множество дидактических игр  рассеивают внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

       Игры с предметами и игрушками  основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и игрушками, таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами (игрушками) дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия между  предметами. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

     Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"  С неживой природы помощью растений, настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих.  Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.                                                                                                                          В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах  природы и ее сезонных изменениях.  

. Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. При таком обучении дети быстро и лучше приобретают знания, умения и навыки, а также у них  развивается  речь, мышление, внимание, память. Конечно же с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Но основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

В дидактической игре большую роль играют правила. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Немалую роль в дидактических играх играет игровое действие. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе и т. д.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны между собой.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию —выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Роль дидактических игр:

- являются средством воспитания, с помощью игр воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, поступки и поведение;

- выполняют обучающую функцию, являются средством обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления.

- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Дидактическая игра — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_konsultatsii.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников».

В народе есть такая притча: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»

К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.

Дидактическая игра представляет собой многословное, педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания ребенка.

Учиться играя! Чтобы маленькие крохи овладели необходимой речью, движениями, разнообразными навыками и умениями, их надо этому научить.

Для обучения детей специально созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку дается в игровой форме. Дети играют, не подозревая то, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

В  дошкольном воспитании существует следующие виды дидактических игр:

-  с игрушками и предметами;

-  настолько-печатные;

-  словесные.

В детском саду, в каждой возрастной группе, существуют разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр вовсе не означает, что надо иметь их в большом количестве. Множество дидактических игр  рассеивают внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

       Игры с предметами и игрушками  основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и игрушками, таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами (игрушками) дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия между  предметами. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

     Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"  С неживой природы помощью растений, настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих.  Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.                                                                                                                          В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах  природы и ее сезонных изменениях.  

. Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. При таком обучении дети быстро и лучше приобретают знания, умения и навыки, а также у них  развивается  речь, мышление, внимание, память. Конечно же с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Но основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

В дидактической игре большую роль играют правила. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Немалую роль в дидактических играх играет игровое действие. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе и т. д.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны между собой.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию —выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Роль дидактических игр:

- являются средством воспитания, с помощью игр воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, поступки и поведение;

- выполняют обучающую функцию, являются средством обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления.

- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Дидактическая игра — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников первой младшей группы»

«Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников первой младшей группы»...

Консультация для педагогов: «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...