Практикум для родителей
консультация (средняя группа) на тему

Тарасова Ольга Николаевна

Практикум для родителей

«Развиваем речь наших детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli.docx53.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 комбинированного вида»

C:\Users\Игорь\Desktop\Новая папка\1460602913_t9t71nmhth4.jpg

Практикум для родителей

«Развиваем речь наших детей»

          Выполнила: воспитатель Тарасова О.Н.

Петропавловск-Камчатский

2018 г.

Цель:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития речи детей.

Задачи:

1. Представить родителям актуальность проблемы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

2Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей.

3. Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

4. Вовлечь родителей  в работу по созданию сенсорных

Ход семинара:

1. Приветствие

Здравствуйте уважаемые гости – мамы и папы. Я рада, что вы нашли время и

посетили наш семинар – практикум.

Сегодня мы приглашаем вас к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей.

Проблема развития речи детей стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам несколько способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете для чего нужно проводить пальчиковую гимнастику, в какие словесные игры можно поиграть.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по развитию  речи в детском саду уделяется большое внимание.

Я хочу, вас познакомит с направлениями, по которым проводиться работа по развитию речи в нашей группе.

  1. Формирование словаря. 
  2. Звуковая культура речи
  3. Развитие связной речи

1«Формирование  словаря»

Сюда входит работа по словообразованию, словоизменению, знакомство с родственными словами, активизация словаря.

У всех  людей  есть  пассивный словарь  в него  входят  слова,  которые  мы  понимаем, но редко  используем  в  речи, а есть  активный  словарь, т. е.  тот  набор  слов  которыми  мы  оперируем в  каждодневном  общении с другими  людьми. У  дошкольников,  и  это  характерно,  пассивный  словарь  в  значительной  

степени  превышает  активный.  

Игры   и   упражнения

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. ;

 «Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

Игра  "Цепочка слов" поможет обогатить словарь детей прилагательными.

Суть этой заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас - это звено цепочки. Например, исходное слово «игрушки». Я задаю  вопрос:

Воспитатель: игрушки, бывают какими?

Родитель: яркими, пластмассовыми, разноцветными...

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, калейдоскоп, телевизор...

Воспитатель: Каким еще может быть телевизор?

Родитель: черно- белым, новым, прямоугольным...

Воспитатель: Что еще может быть прямоугольным?

Родитель: дверь, стол, подушка... и т.д.

2. Звуковая культура речи

Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

Чистоговорки.
Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Пример простых дыхательных упражнений.

Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований:

широко открыть рот и спокойно подышать носом;

закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки).

«Поединок».

Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.

«Рисунки на стекле».

Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, человечков.

«Сдуй листочек с ладони».

Положить на ладонь ребенка листок дерева и попросить его сдуть с ладони. Выдох плавный, без надувания щек.

Помните, выдох должен быть равномерным и в то же время, не стоит дуть более 7-10 секунд, чтобы не закружилась голова!

Артикуляционная гимнастика – еще один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой.

Есть ряд простых логопедических упражнений для языка.

Вот пример артикуляционной гимнастики:

Язычок гулять собрался (открыть рот):
Почистил зубы, (провести по верхним зубам кончиком языка)
Причесался, (провести языком между нижними и верхними зубами)
Вправо, влево повернулся, (движение языком вправо – влево)
Сильно-сильно потянулся, (движение языка вперед)
Погулял и улыбнулся  (спрятать язык во рту, улыбнуться)

Артикуляционные и дыхательные упражнения не дадут ожидаемых результатов, если не проводить занятия регулярно, весело!

Следующим третьим направлением в работе по развитию речи является связная речь

Связная речь имеет две формы:                                  

 диалогическую  (разговор между двумя или несколькими людьми)        

монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Диалогическая речь:

 Совершенствуя диалогическую форму речи,  вам, родители  необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.

Игра «Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт педагог — поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.). Участники игры держат телефонную трубку, набирают номер телефона и ведут диалог.

Отвечай быстро

Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному  из детей.

Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

Монологическая речь:

 требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания

Это очень сложная форма речи для детей нашего возраста. Чтобы вы могли успешно и дома закреплять навыки связной речи, я предлагаю некоторые варианты игр.

Рассказы по картинкам 

Дети очень любят рассказы по картинкам. Вы можете подобрать подходящие картинки из детских журналов. Сначала расскажите историю сами, пусть ребенок вставляет сначала отдельные слова, потом фразы и предложения. В какой-то момент он сможет рассказать и всю историю целиком.

Сочиняем истории и сказки 

Предложите ребенку несколько предметов, которые можно объединить в один сюжет. Вместо предметов можно использовать картинки. Попросите придумать историю, что могло случиться. К каждой картинке можно задавать ребенку вопрос. Например, по картинкам «утенок – речка – лягушка – мама утка», можно придумать вот такую историю: «Однажды утенок пошел на речку купаться. Там он увидел большую лягушку. Лягушка громко квакнула. Утенок испугался и убежал к своей маме».

Также в нашей группе большое значение уделяем развитию мелкой моторики рук. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

Средства для развития мелкой моторики.

Для развития мелкой моторики полезны:

-различные виды мозаики ;

-разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые) ;

цветные клубочки ниток для перематывания ;

-набор верёвочек различной толщины для завязывания узлов и плетения «косичек» ;

-набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);

-палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;

-семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для выкладывания узоров,

пластилин;

-разнообразный природный материал;

Рисование. Занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой.

Лепка. Самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

Аппликация.  Актуальна в любом возрасте. Это увлекательное занятие, благодаря которому развивается творческое мышление, мелкая моторика, речь

         Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должны занять прочное место в ваших занятиях с ребёнком.

В ходе пальчиковой гимнастики дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 

Для пальчиковой гимнастики используем карандаши, счётные палочки, шишки, мячики.

Игры с карандашом.

Упражнение 1. "Добывание огня".

(Прокатывание карандаша между ладонями).

Карандашик тру, кручу

Я огонь добыть хочу.

Упражнение 2"Прятки".

(Сжимание карандаша в кулачке)

Карандашик я сжимаю -

В прятки с ним вот так играю.

Упражнение 3. "Качели".

(Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола).

Мы уселись на качели,

И качели полетели.

Раз - и вверх, два - и вниз.

Только, карандаш, держись!

Упражнение 4. "Вертолёт".

(Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами).

Заведем мы вертолет

И отправимся в полет.

Раз, два, три -

Скорей садись!

Карандаш, крутись, крутись!

Упражнение 5. "Ладошка".

Обрисовка ладони, лежащей на столе, тупым концом карандаша с массирующими движениями межпальцевой зоны.

Понарошку, понарошку

Нарисую я ладошку.

Раз. Два. Три. Четыре. Пять.

Буду пальчики считать!

Упражнение 6. "Передай другому".

Передача карандаша каждому пальчику поочередно.

Пальчик, пальчик, не зевай!

Карандаш передавай!

Пальчиковая игра с колючим мячиком.

Маленький колючий ёж

до чего же ты хорош (катают мячик по столу правой рукой)

Покажи свои иголки,

хоть они и очень колки (катают мячик по столу левой рукой).

Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.

 После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука: В крышки пальчики обула
                       Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука: Пошла Катя на прогулку
                       По кривому переулку.
Другая рука:  Пальцы, словно ножки,
                        Обуты в босоножки.
Другая рука: Каждый пальчик будто ножка
                       Только шаркает немножко.

«Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Сейчас я хочу вам предложить сделать самим сенсорные дорожки для пальчиковых шагов.

Воспитатель: — И в заключение нашей работы, давайте ещё раз убедимся, насколько речь важна в общении людей. Попробуйте (желающие) сказать фразу: «Папа купил цветы в магазине?», выделяя интонацией разные слова. А фразу: «Сегодня утром выглянуло солнце» с разной эмоциональной окраской (например, со злостью, радостью, безразличием).

Воспитатель:— Мы рады, что затронутая нами тема волнует вас так же, как и нас. Мы надеемся, что эти несложные, но полезные игры помогут вам в развитии речи детей, и близкому общению с вашим ребенком.

И мне хотелось бы узнать мнение каждого участника о нашем мероприятии. Так как мы считаем, что только благодаря совместной работе родителей и педагогов ребёнок будет расти общительным и развитым во всех отношениях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей. «Играем вместе» практикум

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, тру...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...