Главные вкладки

    Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»
    материал (младшая группа) по теме

    Меладзе Ольга Владимировна

     

    Целесообразность проведения мероприятия:

     

          Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич Толстой

    говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости  сочетания знания и опыта.

          Ежедневно общаясь с детьми и родителями, я вижу проблемы, трудности, а так же положительный опыт каждой семьи. Поэтому работу с родителями строю на принципах доверия, диалога и партнёрства.

         Такие нетрадиционные формы работы, как практикумы, устные журналы, круглые столы и другие совместные мероприятия, позволяют не только познакомить родителей с различными приёмами и методами воспитания детей, но и сплотить коллектив родителей, вызвать доверие к педагогу, да и просто отдохнуть после рабочего дня в кругу единомышленников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл praktikum_po_ekologii.docx20.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практикум для родителей младшей группы

    «Экологическое воспитание в семье».

    Подготовила и провела воспитатель высшей категории МБДОУ

     детский сад № 131 г.о. Самара

    Меладзе Ольга Владимировна.

    Тема практикума:

    «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

     

    Целесообразность проведения мероприятия:

          Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич Толстой

    говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости  сочетания знания и опыта.

          Ежедневно общаясь с детьми и родителями, я вижу проблемы, трудности, а так же положительный опыт каждой семьи. Поэтому работу с родителями строю на принципах доверия, диалога и партнёрства.

         Такие нетрадиционные формы работы, как практикумы, устные журналы, круглые столы и другие совместные мероприятия, позволяют не только познакомить родителей с различными приёмами и методами воспитания детей, но и сплотить коллектив родителей, вызвать доверие к педагогу, да и просто отдохнуть после рабочего дня в кругу единомышленников.

    Цель:

    Развивать взаимодействие педагога с семьями воспитанников.

    Задачи:

    1. Повышать педагогическую компетентность родителей.
    2. Познакомить с одной из форм развития детей – игрой.
    3. Пропагандировать необходимость экологического воспитания в семье.
    4. Способствовать возникновению обмена опытом между семьями в деле экологического воспитания детей.

    Ход практикума:

    Воспитатель:

            Добрый вечер, уважаемые родители. Мы собрались с Вами за круглым столом, что бы поделиться опытом в воспитании экологической культуры наших детей в семье. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей.

           Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.                                                        

             Начинать экологическое воспитание необходимо с раннего возраста, с развития понимания красоты природы, любви к ней, ориентации  на доброе и прекрасное, что в ней заложено. А главное, надо знакомить наших малышей с природой, её явлениями и проявлениями, ведь мы любим то, что хорошо знаем.

            Из индивидуальных бесед с Вами, я узнала о некотором опыте семейного воспитания. Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, о своих беседах на эту тему с Даниилом.

    Мама Даниилы:

            По дороге в детский сад и домой из детского сада, мы с Даней никогда не торопимся. Идём прогуливаясь, и я всегда обращаю внимание сына на красоту деревьев и кустиков. Мы с ним часто наблюдаем за поведением голубей и воробьёв. А ещё мы любуемся на восходящее солнце. Его хорошо видно по дороге в детский сад.

    Воспитатель:

            Спасибо, Елена Владимировна, Вы очень правильно поступаете, Я думаю, Даня навсегда запомнит Ваши с ним прогулки!

            Но ведь экологические знания малыши получают ни только наблюдая за природой. Татьяна Сергеевна, расскажите, пожалуйста, какие Вы даёте сведения о природе своей дочери?

    Мама Димы:

            Когда мы с сыном собираемся на прогулку, я всегда рассказываю ему, почему мы сегодня надели куртку, шапку или варежки. Так я знакомлю Диму с климатическими явлениями в природе.

     Воспитатель:

           Вы правы, Наталья Владимировна, но кроме этого, Вы учите Диму находить причинно – следственные связи: Куртку одеваем, потому, что холодно, а холодно, потому, что зима наступила. Сопровождение таких наблюдений весёлыми потешками и стихами только добавит положительных эмоций в Вашем общении с сыном. Спасибо, Наталья Владимировна за Ваш рассказ.

          Уважаемые родители, Вы, наверное, ни раз замечали в карманах Ваших детей всякий «мусор» и ругали за это малышей?

          Ольга Александровна, расскажите, что Вы находите в карманах у Никиты после прогулок?

    Мама Никиты: 

           Ой, У моего Никиты чего только не бывает в карманах, и речная галька из песочницы, и птичье пёрышко, и кусочек коры. Я понимаю, что это его «драгоценности» и никогда его за это не ругаю. Мы даже с ним вместе складываем его находки в коробочку, а затем рассматриваем их.

    Воспитатель:

           Спасибо, Ольга Александровна, Вы напомнили нам, что ребёнок – маленький исследователь, ведь малыши познают мир осматривая, ощупывая и, даже пробуя на вкус. И здесь мы, взрослые люди, не должны забывать о безопасности наших детей. В тоже время, живя проблемами своего ребёнка, деля с ним его маленькие радости, Вы открываете себе путь в его мир, ведь нам так не хватает, порой доверия малышей!

          Да, проблема экологического воспитания обширна и многогранна, но я сегодня хочу открыть вам один педагогический секрет. Дело в том, что наши дети учатся играя. Игра является основным видом деятельности малышей. Поэтому я решила научить Вас играть. Да, да, играть. Давайте забудем, что мы родители, бабушки и дедушки и вернёмся в мир детства. Представьте себе осенний парк, ковёр из осенних листьев.

    Дидактическая игра «Соберём букет».

    Материал:

          Разноцветные шаблоны листьев деревьев разных пород (дуб, клён, осина).

    Задачи:

          Расширять знания детей о деревьях, растущих в парке, развивать быстроту реакции.

    Ход игры:

          Играющие собирают листья, указанного ведущим дерева. Выигрывает тот, кто соберёт больше листьев.

    Дидактическая игра «С какой ветки детки».

    Материал:

           На демонстрационной доске карточки с изображением деревьев  (ель, берёза, тополь), на столе – карточки с изображением веток с листьями этих деревьев.

    Задачи:

           Закрепить умение определять и называть дерево по его основным признакам.

    Ход игры:

            По сигналу ведущего, участники берут со стола карточки и прикрепляют их магнитами на демонстрационной доске под изображением соответствующего дерева. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

    Воспитатель:

            А теперь, представьте себе, что Вы на кухне у себя дома готовите ужин, а ваш малыш рядом. Ему скучно, вы не знаете, чем бы его занять. Знакомая картина, не правда ли? А что, если Вам тут же провести с ним игру.

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

    Материал:

            Непрозрачный мешочек, в  котором лежат вымытые сырые овощи (картофель, морковка, свекла, лук).

    Задачи:

            Продолжать знакомить детей с овощами. Закрепить умение определять их на ощупь и называть. Развивать мелкую моторику рук.

    Ход игры:

           Играющие по очереди на ощупь отгадывают и называют овощ в мешочке, а затем показывают остальным участникам.

    Дидактическая игра «Угадай на вкус».

    Материал:

           На зубочистки наколоты кусочки фруктов.

    Задачи:

           Упражнять в определении вкуса фруктов (кислый, горький, сладкий), узнавать и называть его.

    Ход игры:

           Не глядя на фрукт, играющий определяет и называет его вкус.

    Воспитатель:

          Ну а теперь, давайте представим себе длительную поездку. Малыш уже и в окно насмотрелся, и сказок наслушался. Ребёнку очень тяжело находиться долго в статичном положении. Чем его занять? Да можно поиграть в словесную игру.

    Словесная игра «Когда это бывает».

    Задачи:

          Закрепление знаний о временах года, их основных признаках и приметах, развивать связную речь, логическое мышление.

    Ход игры:

             Ведущий называет приметы времени года, играющие отгадывают его. Выигрывает тот, кто быстрее отгадает время года.

    Воспитатель:

          Во дворе дома, где вы живёте, тоже можно организовать игру.

    Русская народная подвижная игра «У медведя во бору».

    Задачи:

          Расширять знания о жизни медведя в лесу, развивать быстроту реакции.

    Ход игры:

          Водящий «Медведь» сидит в сторонке. Играющие медленно подходят к нему со словами:

     «У Медведя во бору

    Грибы – ягоды беру,

    А Медведь не спит

    И на нас рычит».

          В это время «Медведь» встаёт со своего места и начинает ловить играющих. «Пойманным» считается тот, до кого дотронулся «водящий».

    По итогам каждой игры, выигравшему,  даётся фишка.

    Затем подводятся итоги игр и вручается главный приз.

    Воспитатель:

          Игры, в которые мы с вами сейчас поиграли, это только маленькая часть развивающей среды наших детей. Существует огромное количество настольных, компьютерных и других развивающих игр, расширяющих экологические познания детей.

         Не забывайте, уважаемые родители, сколько бы мы не рассказывали детям о природе, о бережном к ней отношении, мы не достигнем желаемого результата, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения  к ней.

         Я призываю вас, пока не угасли искры в глазах маленьких исследователей, пока не утрачен интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помочь ребёнку открыть как можно больше тайн живой и неживой природы.

    Используемая литература:

    1. С.Н.Николаева «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду», изд. «Мозаика – Синтез», М., 2010.

    5.  С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников», изд. «Мозаика – Синтез», М., 2002г.

    6. О.Л.Зверева, Т.В.Кротова, «Общение педагога с родителями в ДОУ», изд. «Сфера», М., 2005год.

    1. А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина, «Работа ДОУ с семьёй», изд. «Сфера», М., 2005год.
    2. О.В. Солодянкина, «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй», изд. «Аркти», М., 2006год.
    3. С.В.Чиркова, «Родительские собрания в детском саду», изд. «ВАКО», М., 2010год.
    4. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», изд. «Просвещение», М., 1991.
    5. Н.А.Рыжкова «Экологическое образование в детском саду», изд. «Карапуз», М., 2001.
    6. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова, «Формирование экологической культуры дошкольников», изд. «Учитель», 2007.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация"Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой""

    Консультация для воспитателей "Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"....

    "Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"

    Выступление на тематическом педагогическом совете...

    План-конспект экологической гостиной (для детей и их родителей) младшей группы "Экологическое воспитание дошкольников"

    ·      Данный план-конспект позволит дать родителям представление об актуальности экологического образования,·        Побуждать родителей к совм...

    Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой.

    Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. Искусное использование игры как средства воспитания дает возможность, не нагружая детей, в...

    Консультация для воспитателей "Сюжетно-родевые игры в ознакомлении детей с природой"

    Игра – является ведущей деятельностью детей  дошкольного возраста  и вместе  с  тем  источником  их  радостных  эмоций.  Искусное  использование...