Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой.
консультация (средняя группа) на тему

Бугаева Ольга Борисовна

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. Искусное использование игры как средства воспитания дает возможность, не нагружая детей, всесторонне развивать их.

Игра в воспитательном процессе - это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно-развивающей среды детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Играя, познаем природу».


Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой.

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. Искусное использование игры как средства воспитания дает возможность, не нагружая детей, всесторонне развивать их.

Игра в воспитательном процессе - это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно-развивающей среды детского сада.

Использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Использование игры как средство эколого-эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин:

- она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;

- игра доставляет радость ребенку, поэтому познания природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

- игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

- все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;

- в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

- экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность.

Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности.

В экологическом воспитании детей важным является использование разных видов игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность.

На таких занятиях, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим вопросам:

- формированию понимания самоценности природы;

- осознанию ребенком себя как части природы;

- воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей влечет за собой другие изменения;

- пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;

- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоению основ экологической безопасности;

- усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту;

- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Примеры некоторых сюжетно-ролевых игр.

Характер сюжетно-ролевых игр должен определяться логикой построения занятия, которое направленно на достижение дидактической цели. Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца. Оптимальной формой привлечения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоение их детьми, для выработки умственных и практических навыков.

Три вида игровых обучающих ситуаций.

Построение обучающих ситуаций с игрушкам-аналогами.

- Это, прежде всего, игровые обучающие ситуации, поостренные с привлечением игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы – растений и животных. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способов взаимодействия с ним.

На занятии, цель которого – закрепление представления детей о том, что лес – это сообщество разных растений и животных, о приспособленности жизни зверей в лесу, создается игровая ситуация, в ходе которой игрушки решают уйти жить в лес и просят детей рассказать про лес и условия жизни в нем.

Использование литературных персонажей в игровых ситуациях.

- Интересны игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов. При создании игровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях: - Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах; - Айболит – доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения, проводит их профилактические осмотры. Айболит учит детей внимательно осматривать растения, находить признаки их нездорового состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления; воспитывать бережное отношение к растениям, понимать, что они – живые организмы, которым необходимы хорошие условия жизни. Доктор осматривает каждое растение по очереди, оценивает почву, степень освещенности, указывает на признаки нездоровья. Выясняет, как часто и какой водой цветы поливают, делается ли опрыскивание, рыхление. Доктор выписывает рецепты для ослабленных растений, угощает детей витаминным напиткам. Таким образом, в рамках игровых действий «врача-специалиста» Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию – дает образец правильного осмотра своих пациентов (обитателей природного уголка), постановки диагноза и способов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями. Важную роль в развертывании игры с Айболитом выполняет атрибутика: костюм доктора; чемоданчик Айболита, который кроме традиционного набора содержит рецепты, ручку, палочку для рыхления почвы и т. д. – Карлсон – шалун и любит поесть сладкое. Целью занятия, на котором используется этот персонаж, является уточнение и расширение представления детей о луге как сообществе светолюбивых травянистых растений, цветки которых дают пищу для многочисленных насекомых, в том числе пчел, собирающих нектар – цветочный сок – и перерабатывающих его в мед. В данном случае используется игровая ситуация «Карлсон идет на луг за медом». При изучении комнатных растений, воспитание бережного отношения к ним используется игровая обучающая ситуация «Карлсон устраивает беспорядок среди комнатных растений».

Данные герои являются средством, обеспечивающим решение дидактических задач, способствует активизации познавательной деятельности детей. Например, герои попадают в ходе занятий в такие ситуации, когда им необходимы знания и помощь детей. Они строят нелепые предложения, задают глупые вопросы, проявляя полное неосведомленность в событиях. Такие приемы особенно хороши тем, что дети меняют свою позицию в обучении и превращаются из обучаемых в обучающих, становясь «над» этими героями.

Вымышленные герои в обучающих ситуациях.

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком, хорошо знающим лес, всех его обитателей. Встреча с Лесовичком могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветах, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце), зависимости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.

Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Игры в путешествие.

Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями, и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. Важным является то, что игры-путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роль которой допускают прямое обучение детей, передачи им новых знаний.

С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания, воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе, можно провести игру-путешествие «Прогулка в лес». В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течении всего занятия обращают  особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить  на муравьев и не помять цветы.

Самое активное участие дети принимают в подготовке игры путешествия «Посещение зоопарка». В данном случае дети могут принести в группу игрушки, изображающие различных животных, построить из конструкторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подготовить небольшие рассказы – каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки,  характер). В ходе игры дети узнают о животных, которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом медведе, снежном барсе и др.; о том, где в природе живут эти животные, почему их стало мало и как их охраняют.

Таким образом, на фоне положительных эмоций вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознано – положительного отношения к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация"Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой""

Консультация для воспитателей "Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"....

"Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"

Выступление на тематическом педагогическом совете...

Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

Консультация для воспитателей "Сюжетно-родевые игры в ознакомлении детей с природой"

Игра – является ведущей деятельностью детей  дошкольного возраста  и вместе  с  тем  источником  их  радостных  эмоций.  Искусное  использование...

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой

СРИ в ознакомлении детей с природой...