Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Михалева Надежда Сергеевна

 

 

Дошкольный возраст — особый, уникальный период в жизни ребенка. Это время активного познания окружающего мира, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Именно   этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсорное  воспитание является  важнейшей частью планомерного развития и воспитания дошкольников.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaleva_n.s_vospitatel.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей в процессе игр с природным материалом.

Дошкольный возраст — особый, уникальный период в жизни ребенка. Это время активного познания окружающего мира, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Именно   этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсорное  воспитание является  важнейшей частью планомерного развития и воспитания дошкольников.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

        Познавая мир, ребенок использует все пять органов чувств. Ему мало подробных рассказов, чтобы составить представление о предмете или явлении, малыш должен не только слышать о нем, но и увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.

        Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию.

        Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды

        В дальнейшем проводятся занятия, которые используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в  повседневной жизни, в играх с природным материалом (ракушки, орехи, семечки)

У детей раннего возраста  (первый год жизни) сенсорное развитие направлено на обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы   он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. 

На втором - третьем году должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливая представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей  сенсорное развитие подразумевает формирование сенсорных эталонов:  устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. 

        Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе  игры, рисования, аппликации и конструирования.

        Для детей наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является формирование сенсорных процессов ребенка в продуктивной деятельности, а именно в играх с природным материалом. 

Итак, поговорим  о  некоторых видах игр с природными материалами

 Цель: приобретение новых знаний путём самостоятельного поиска, исследовательской игровой деятельности.

Задачи игр:

 - развивать у детей фантазию, память, внимание, мышление;

-  развивать умение детей взаимодействовать друг с другом;

 - способствовать развитию чувственного опыта детей, развивать их сенсорные способности и анализаторы;

- формировать нравственные качества: самостоятельность, инициативу, уверенность в собственных силах.

  • Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок.

Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают - тонут).

  • Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время можно предложить ребятам набрать в формочки снег или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием - лепка. Предложить малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей взрослый лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Так малыши усваивают представление о свойствах снега. 

Игры с разнообразными крупами развивают мелкую моторику, речь и сенсорный опыт детей. Также в этих играх дети учатся взаимодействовать друг с другом.

  • Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.
  • Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.
  • Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Из створок раковин могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки. Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение.

Игры с природным материалом - это первый шаг на пути познания ребенком окружающего его природного мира, на пути освоения им опыта взаимодействия с природой.

В заключении хотелось бы сказать, что…

Тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом.  К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка - куча песка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обогащение сенсорного опыта детей в процессе игр с природными материалами"

Многие из свойств природных материалов ребёнок познаёт чувственным путём. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной...

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного ...

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом

В данной работе рассмотрены следующие виды игр для сенсорного воспитания детей: игры с водой, игры с песком, упражнения с шишками и занимательная экспериментальная деятельность....

Консультация " Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом"

Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений . Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключаетс...

Презентация Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом

Для детей наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является формирование сенсорных процессов ребенка в продуктивной деятельности, а именно в играх с природным материалом....

Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.

Сенсорное развитие детей, дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов.Актуальность исследования заключается в том что ,познание человеком окружаещего мира начинаетсяс " ж...

Консультация "Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природными материалами"

Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств....