Артикуляционная гимнастика.
консультация по теме

Смирнова Наталья Сергеевна

Комплекс упражнений для постановки звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_dlya_yazychka.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С, С’, З, З’, Ц

Улыбочка.

Во рту зубы должны быть сомкнутыми и губы тоже. Максимально растянуть губы.

Удерживать позицию на счет до 5.

Окошечко

Улыбнуться.

Широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам.

Удерживать позицию на счет до 5.

Выгляни в окошко

Улыбнуться.

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

Чьи зубки?

Улыбнуться.

Зубы сомкнуты и видны.

Удерживать губы в таком положении до 10.

Чистим зубки

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки.

Месим тесто

Улыбнуться.

Немного приоткрыть рот.

Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».

Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

Блинчик

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Положить широкий язык на нижнюю губу.

Удерживать под счет от 5 до 10.

Трубочка

Улыбнуться.

Открыть рот.

Согнутый трубочкой язычок быстро выдвигать вперед и задвигать обратно. При этом прикасаться к зубам и губам нельзя.

Киска сердится.

Улыбнуться.

Открыть рот.

Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится. Удерживать до 5.

Кто дальше загонит мяч?

Улыбнуться.

Положить широкий язык на нижнюю губу.

Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Загони мяч в ворота

Вытянуть губы вперед трубочкой.

Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Щ, Ч

Улыбочка.

Во рту зубы должны быть сомкнутыми и губы тоже. Максимально растянуть губы.

Удерживать позицию на счет до 5.

Окошечко

Улыбнуться.

Широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам.

Удерживать позицию на счет до 5.

Чьи зубки?

Улыбнуться.

Зубы сомкнуты и видны.

Удерживать губы в таком положении до 10.

Чистим зубки

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки.

Месим тесто

Улыбнуться.

Немного приоткрыть рот.

Пошлепать языком между губами - «пя-пя-пя-пя-пя…».

Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

Блинчик

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Положить широкий язык на нижнюю губу.

Удерживать от 5 до 10.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот.

Улыбнуться.

Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

Чашечка

Улыбнуться.

Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

Удерживать до 5.

Лошадка.

Улыбнуться.

Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает»).

Грибочек

Улыбнуться.

Показать зубы, приоткрыть рот.

Поцокать языком, будто едешь на лошадке.

Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).

Гармошка

Улыбнуться, приоткрыть рот.

Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу).

Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Качели

Улыбнуться.

Приоткрыть рот, показать зубы.

Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет).

Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.

Фокус

Улыбнуться, приоткрыть рот.

На кончик носа положить ватку.

Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКОВ Л, Л’

Улыбочка.

Во рту зубы должны быть сомкнутыми и губы тоже. Максимально растянуть губы.

Удерживать позицию на счет до 5.

Окошечко

Улыбнуться.

Широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам.

Удерживать позицию на счет до 5.

Выгляни в окошко

Улыбнуться.

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

Чьи зубки?

Улыбнуться.

Зубы сомкнуты и видны.

Удерживать губы в таком положении до 10.

Чистим зубки

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки.

Месим тесто

Улыбнуться.

Немного приоткрыть рот.

Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».

Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

Блинчик

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Положить широкий язык на нижнюю губу.

Удерживать от 5 до 10.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот.

Улыбнуться.

Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

Качели

Улыбнуться.

Приоткрыть рот, показать зубы.

Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет).

Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.

Пароход

Губы в улыбке.

Рот приоткрыт.

Длительно произнести звук «ы-ы-ы».

Парус.

Улыбнуться.

Открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКОВ Р, Р’

Окошечко

Улыбнуться.

Широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам.

Удерживать позицию на счет до 5.

Чьи зубки?

Улыбнуться.

Зубы сомкнуты и видны.

Удерживать губы в таком положении до 10.

Чистим зубки

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки.

Месим тесто

Улыбнуться.

Немного приоткрыть рот.

Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».

Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

Блинчик

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Положить широкий язык на нижнюю губу.

Удерживать от 5 до 10.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот.

Улыбнуться.

Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

Чашечка

Улыбнуться.

Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

Удерживать до 5.

Конфета

Губы сомкнуты. Напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

Лошадка.

Улыбнуться.

Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает»).

Грибочек

Улыбнуться.

Показать зубы, приоткрыть рот.

Поцокать языком, будто едешь на лошадке.

Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).

Гармошка

Улыбнуться, приоткрыть рот.

Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу).

Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Качели

Улыбнуться.

Приоткрыть рот, показать зубы.

Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет).

Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.

Маляр

Губы в улыбке.

Приоткрыть рот.

Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад.

Индюк

Приоткрыть рот.

Положить язык на верхнюю губу.

Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл». 

Дятел

Улыбнуться.

Открыть рот.

Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...