пальчиковая гимнастика с предметами
книга на тему
Бачина О.В., Коробова Н.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_s_predmetami.doc | 706.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бачина О.В., Коробова Н.Ф.
Б 32 Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие паныкои письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие дли педагогом и родителей. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 200$. МН С {Развитие и воспитание)
В учебном пособии предлагаются комплексы пальчиковой гимнастики, с помощью которой дети дошкольного и младшего школьного возраста смогут развивать п совершенствовать «топкие» движения пальцев рук. Даются рекомендации педагогам и родителям по определению ведущей руки ребенка, уроним сформированное™ ее мелкой моторики, по созданию благоприятных условий для активного формирования двигательных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе.
Пособие адресовано педагогам и родителям, заинтересованным в успешной подготовке детей к овладению письмом и в развитии их речи.
От авторов
Практика убедительно доказывает, что и педагогам, и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка письма, почерка, возможную скорость письма, темп на разных этапах обучения.
В настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя.
Дети много и долго пишут на уроках в школе. И даже в старших классах одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие — утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости или вялости, что выражается в затекании кисти или пальцев, удерживающих ручку, в легком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий букв, цифр и т.д.
Каждому взрослому, соприкасающемуся с подобными ситуациями, важно знать, какие изменения в почерке, нарушения графики и орфографии связаны с отклонениями в состоянии здоровья, а какие проявляются при снижении работоспособности и при утомлении. Одни особенности обусловлены несоответствием чисто педагогических требований, другие — функциональными возможностями ребенка, его возрастными особенностями, задержкой в развитии тех или иных функций.
Чтобы выдерживать общий темп, заданный педагогом классу при письме, моторно неловкие дети напряженно, порою из последних сил, удерживают ручку, стремясь увеличить скорость письма. Возникает противоречие между необходимостью выдерживать заданный учителем темп и недостаточными возможностями ребенка, потому что мышцы, участвующие в процессе письма, не натренированы, сила их быстро истощается от перегрузки. Истощается и нервная энергия ребенка
Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода. Им необходима специальная система занятий дома. Знание причин трудностей освоения навыка,
умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома позволяют не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения. В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. в книге «Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать» (Ярославль, 1997) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Детям 5-летнего возраста для развития ручной умелости авторами предлагаются освоение различных видов плетений из бумаги и тесьмы, работа с ножницами ПО вырезыванию фигурок, шитье. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии «Играем, пальчиками и развиваем речь» (СПб., 1996), указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.
Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора М.М. Кольцовой, которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.
Тригер Р.Д. и Владимирова Е.В. в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., таким образом обосновывая подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному.
Механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна; на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами кисти руки. Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:
- умении ощущать движения мышц;
- достаточной эластичности мышц;
- достаточном уровне сформированности переключаемости движений, которая зависит от своевременного дифференцировочного торможения в коре головного мозга;
- осознанном выполнении движений;
- достаточном зрительно-моторном контроле.
Все эти условия взаимозависимы.
Чтобы действия были легко переключаемы, мышечные волокна должны быть податливыми, т.е. эластичными, что обеспечивает своевременное реагирование на сигналы из коры головного мозга для выполнения необходимого движения кистью руки и пальцами, удерживающими ручку во время процесса письма. В свою очередь, сигналы из коры головного мозга для выполнения движений пальцами подаются только при непрестанном сосредоточении мысли, т.е. осознанно. Процесс написания каждой буквы — это процесс приведения в действие сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы к запуску алгоритма цепочки последовательных моторных действий при написании буквы идут из центра к периферии, т.е. из коры головного мозга к мышцам кисти руки. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов.
Здесь уместно вспомнить о законе афферентации в работе анализаторов. При написании буквы он проявляется в ответных сигналах от кисти и пальцев руки в кору головного мозга в тот момент, когда написание элемента завершено, а рука «ожидает» новой команды для переключения на новое движение — написание следующего элемента буквы. Зрительный анализатор контролирует правильность написания элементов буквы, следит, чтобы элементы не укорачивались, не пропускались, таким образом помогая осуществлять мелкими мышцами пальцев рук движения в полном объеме. Также зрительный анализатор осуществляет подтверждающий контроль за окончанием движения кистью руки, посылая сигнал об этом в центр, откуда подается центральный сигнал для написания следующего элемента буквы.
Написание только одной буквы требует частой переключаемости от одного стереотипа к другому, что обусловлено своевременной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Если торможение возникнет преждевременно, то элемент буквы при ее написании окажется укороченным (недописанным), а если торможение «запоздает», то элемент буквы будет длиннее, чем это нужно. Так как мышцы пальцев рук являются исполнителями сигналов из центра, то упражнять в переключаемости следует именно мышцы.
Таким образом, причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) при нормальной работе зрительного анализатора являются:
- недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных (обратных) сигналов с периферии в центр;
- снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти руки;
- недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений;
- недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц) — ограничивают объем движений;
- недостаточная сила мышц — снижает выносливость при нагрузке во время письма, которая увеличивается при необходимости удерживать ученическую ручку.
- Поскольку трудности обучения письму могут быть вызваны разными причинами: недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха), задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и др., — то и дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. И хотя происхождение трудностей, их причины, а также проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
- В комплексе мер по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук педагогам и родителям предлагается пальчиковая гимнастика с ученической ручкой и катушкой из-под ниток, которая имеет свои отличительные особенности.
- Большое значение при обучении письму имеет такой фактор, как ведущая рука. Очень немногие люди одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой; в большинстве случаев одна рука рабочая, или ведущая. Представленные в пособии комплексы пальчиковой гимнастики и самомассажа способствуют развитию обеих рук ребенка с условием, что акцепт в работе над их развитием делается на ведущую руку, а другая развивается как помощница ведущей руки с использованием этих же упражнений.
- Определение ведущей руки не так уж просто; далеко не всегда лево-рукий ребенок и бытовые, и графические движения (письмо, рисование) будет выполнять только левой рукой. Существует несколько способов определения ведущей руки. Например, метод количественной оценки с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной руки при выполнении повседневных действий. Безруких М.М., Ефимова СП. в пособии «Почему учиться трудно?» (М., 1995) предлагают батарею тестов (10 заданий), где ведущим подходом в определении рабочей руки ребенка считается степень участия рук в процессе выполнения различных действий.
- Определить ведущую руку ребенка родителям и педагогам помогут несложные тестовые задания (Приложение 1). После того как взрослые определили у ребенка ведущую руку, целесообразно выяснить уровень сформированности мелкой моторики пальцев путем выполнения простых диагностических заданий (Приложение 2).
- Завершают пособие советы и методические рекомендации педагогам детских учреждений и родителям по развитию моторики пальцев рук детей, выбору ведущей руки для письма (Приложение 3).
- Авторы надеются, что представленные материалы помогут созданию ситуации школьной успешности Вашего ребенка, сохранению и усилению его индивидуальности через благоприятные условия формирования двигательных навыков в игре с помощью Ваших желания, совместной работы и обязательного терпения.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Комплексы упражнений с ученической ручкой и катушкой из-под ниток предназначены для детей 6-8 лет и имеют свои отличительные особенности.
1. Учитель создает мотивацию перед разучиванием всего блока упражнений с ручкой.
- Детям предлагаются для сравнения две тетради — с аккуратным и неряшливым почерком. С помощью взрослого путем рассуждений дети самостоятельно приходят к выводу, что тетрадь с красивым почерком гораздо приятнее и привлекательнее.
- Создается поисковая ситуация, в которой взрослый побуждает детей выявить, виновата ли ручка в том, что в одной из тетрадей неряшливый почерк. Далее детям дается возможность построить цепочку умозаключений, как можно подготовиться к овладению хорошим почерком в школе. При этом взрослый направляет поисковые рассуждения детей к итоговому выводу, что нужно уметь управлять ручкой во время письма.
- После того как вывод сделан, взрослый неожиданно и эмоционально сообщает, что ручкой можно не только писать, но и играть с ней. В дальнейшем проведение пальчиковой гимнастики с ручкой на занятии (уроке) следует предварять вопросами типа «Хотите поиграть с ручкой?», «Хочет ли ваша ручка поиграть с вашими пальчиками?», «Хотят ли пальчики поиграть с ручкой?» и т.д.
2. Ручка во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательный предмет.
- Дети дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие тенденцию к игре, получат возможность поиграть с ручкой на уроке, что удовлетворит потребность, доставит удовольствие, снимет общую усталость, уменьшит психологическую нагрузку и даст возможность переключиться на другой вид деятельности.
- Умеренная дополнительная нагрузка при удержании ручки, катушки во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений.
- Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения.
- Зрительный образ служит раздражителем, побуждающим осуществлять соответствующий стереотип движений какого-либо упражнения.
Наличие у каждого комплекса упражнений пальчиковой гимнастики — с ручкой и с катушкой — своего названия, а у катушки — двухцветного оформления, создающего для ребенка зрительную опору, способствуют также развитию моторной памяти и воспитанию зрительно-моторного соотнесения.
- Пальчиковая гимнастика с ручкой, катушкой начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
- Массажером служит предмет, с которым осуществляется пальчиковая гимнастика, т.е. ручка или катушка.
- Установка взрослого прилагать усилие при разучивании и повторении упражнения создает ощущение напряжения в мышцах, что способствует выработке их силы, а повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает ее.
- Установка взрослого на отведение пальцев до упора способствует повышению эластичности мышечных волокон.
- Удерживание ручки, катушки во время выполнения упражнения способствует развитию произвольности (осознанности) и повышает координацию движений.
- Число упражнений и их продолжительность взрослый регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость — показатель правильной мышечной нагрузки; сильная усталость, возникшая некоординированность движений, потливость — признаки переутомления.
Примерные инструкции взрослого: «Если у кого-то запотели ладошки, расслабьте руки и прекратите гимнастику», «Если упражнения перестали получаться, прекратите гимнастику» и т.д.
В свободное от занятий (уроков) время продолжительность пальчиковой гимнастики (как и любой другой) может доходить до 10 минут с учетом расслабления рук после каждого упражнения.
12. Проведение пальчиковой гимнастики на уроке (занятии) является его фрагментом и должно быть подчинено единым законам построения.
- Самомассаж ручкой или катушкой (все его виды).
- Основная часть комплекса.
• Выполнение упражнения ведущей рукой:
а) узнавание упражнения по символической картинке и названию;
б) словесная инструкция взрослого для уточнения элементов упражнения;
в) напоминание взрослого прилагать мышечное усилие;
г) напоминание взрослого до упора отводить пальцы кисти руки (особенно большой палец);
д) повторение упражнений необходимое число раз;
е) увеличение темпа выполнения упражнений по мере усвоения навыка движений.
• Выполнение упражнения другой рукой.
Самомассаж и упражнения комплекса пальчиковой гимнастики следует проводить сначала для одной руки, а потом для другой с целью симметричного развития мышц пальцев рук, для равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса. 3. Расслабление кисти руки после каждого упражнения (ручка, катушка кладутся на стол).
Пальчиковую гимнастику с ручкой, катушкой (как и любую другую) целесообразно выполнять не только на одном уроке в качестве его фрагмента, а на нескольких. Повторение упражнений с отдалением во времени поддерживает мышцы и эмоции ребенка в тонусе. Это положительно влияет на обменные процессы, что очень важно в период формирования детского организма.
13. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Таким образом, комплексы пальчиковой гимнастики с ручкой и катушкой позволяют:
- обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов;
- создать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной нереключаемости движений, т.е. их согласованной координированность;
- воспитывать навык удержания позы;
- ощутить полный объем мышечных движений, их силу и выносливость;
- развивать мыслительные процессы и их произвольность;
- активизировать биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов;
- учиться играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
В случае если под рукой не окажется катушки, которую мы предлагаем, ее можно заменить другими предметами, по внешнему виду напоминающими катушку. Их можно сделать совместно с ребенком.
1-й вариант
Берем 2 плоские пуговицы диаметром 2- 2,5 сантиметра, имеющие 4 отверстия. Между пуговицами, в отверстия, вставляем 4 спички с предварительно срезанными головками серы. Вместо спичек могут быть использованы любые палочки, подходящие для отверстий в пуговицах. В вертикальном положении сделанная катушка устойчива и пригодна для пальчиковой гимнастики.
2-й вариант
Несколько спичек (без серы) или небольших палочек связать тонкой резинкой у концов. К торцам крепко прикрепить картонные кружочки.
3-й вариант
Вместо катушки можно использовать спичечный коробок, оклеенный цветной бумагой.
УПРАЖНЕНИЯ С УЧЕНИЧЕСКОЙ РУЧКОЙ
Во всех упражнениях лучше использовать ученическую ручку с гранями.
САМОМАССАЖ (ГЛУБОКИЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ
Исходное положение:
Положить на стол ручку горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она оказалась у основания пальцев и зрительно делила кисть руки на две части.
Содержание упражнения:
Выпрямленными пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы первой части кисти руки.
Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичным способом попружинить мышцы.
Дозировка:
3-4 раза для каждой части кисти.
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ
Исходное положение:
Соединить ладони пальцами вперед. Ручка находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажера.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку только мягкими частями ладоней.
Дозировка:
До 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
Исходное положение:
Не выпуская ручку, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая — снизу. Ручка находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажера.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.
Дозировка:
До 5 движений с ориентировкой на ведущую руку (ладонь).
САМОМАССАЖ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ
Исходное положение:
Взять ученическую ручку подушечками большого и указательного пальцев Ручка находится в вертикальном положении.
Содержание упражнения
Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперед-назад, слегка нажимая на нее.
Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца.
Дозировка:
До 4-5 движений-
САМОМАССАЖ (поверхностный) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ
Исходное положение:
Положить на стол ручку горизонтально. Накрыть ее ладонью с выпрямленными пальцами.
Содержание упражнения:
Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей ученическую ручку.
Дозировка:
До 3-4 движений от кончика каждого пальца.
САМОМАССАЖ ПОДУШЕЧКИ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА
Исходное положение:
Положить ученическую ручку горизонтально на ладонь ведущей руки — на подушечки четырех пальцев.
Содержание упражнения:
Подушечкой большого пальца перетирающими движениями, слегка нажимая, перемещать ручку вниз-вверх.
Дозировка: до 5 движений.
ПРУЖИНКА
Исходное положение:
Взять ручку вертикально подушечками указательного и большого пальцев.
Содержание упражнения:
Сжимать ученическую ручку, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.
Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.
Перехватить ручку в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения.
После того как все пальцы попружинили, положить ученическую ручку на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя ее.
Дозировка:
2-3 раза для каждой комбинации пальцев.
СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕ
Исходное положение:
Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.
Содержание упражнения:
Перехватить ручку снизу другой рукой.
Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.
Дозировка:
2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.
КРЮЧКИ
Вариант А
Исходное положение:
Ручку, находящуюся в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить указательными пальцами за концы и так удерживать.
Содержание упражнения:
Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от ручки, вновь цеплять ее, передвигая пальцы к середине до момента их сближения. После этого продолжать движения пальцами в обратном направлении, к концам ручки.
Вариант Б
Исходное положение:
Держать в горизонтальном положении ученическую ручку по центру указательным пальцем одной руки.
Содержание упражнения: ■><
Перехватить ручку пальцем-«крючком» другой руки. Свободную руку отстранить от ученической ручки.
Движения совершать попеременно, отрывая пальцы-«крючки» одной руки от ученической ручки и вновь цепляя ее пальцем-«крючком» другой руки.
Дозировка: 3-5 раз.
НАСОС
Исходное положение:
Зажать ученическую ручку в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая ее часть возвышалась над кистью руки.
Содержание упражнения:
Большим пальцем нажать на конец ученической ручки, которая чуть опустится, а другой рукой снизу подтолкнуть ее вверх и снова нажать на конец ручки большим пальцем. Двигающаяся вверх-вниз ручка похожа на работающий насос.
Дозировка:
До 5 раз с расслаблением кисти руки.
КАЧЕЛИ
Исходное положение:
Зажать ученическую ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами.
Содержание упражнения:
Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы ученической ручки. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.
Дозировка: 2-3 раза.
ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ
Исходное положение:
Руки вытянуты вперед, ладони обращены друг к другу. Концы ученической ручки зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук.
Содержание упражнения: .
Вариант А
Указательным пальцем правой руки прижаться к подушечке мизинца левой руки. Затем указательным пальцем левой руки прижаться к подушечке мизинца правой руки.
Вариант Б
Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями» левой руки.
Вариант В
Подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.
Дозировка:
2 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
КОСИЧКА
Исходное положение:
Взять ученическую ручку за один конец и держать вертикально указательным и большим пальцами одной руки.
Содержание упражнения:
Перехватить ниже ученическую ручку указательным и большим пальцами другой руки.
Перехватывая ученическую ручку указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки. Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом ученическую ручку с максимальной силой.
Дозировка:
«Сплести» 2-3 «косички», после чего положить ручку
НОЖКА ЦИРКУЛЯ
Исходное положение:
Вытянуть одну руку ладонью вниз.
Зажать конец ученической ручки между указательным и средним пальцами руки, свободная часть ручки другим концом опущена вниз.
Содержание упражнения:
Совершая плавающие круговые движения ученической ручкой, как ножкой циркуля, чертить в воздухе круги над столом — сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
Дозировка:
Начертить 3-4 круга в каждую сторону, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
ХОДЬБА С КОРОМЫСЛОМ
Исходное положение:
Ученическая ручка расположена между пальцами так, что средний и безымянный пальцы находятся под ручкой, а указательный и мизинец — на ней.
Содержание упражнения:
Прикасаясь к поверхности стола средним и безымянным пальцами, «ходить», подпрыгивая, по столу, удерживая «коромысло» (ученическую ручку), периодически меняя темп «ходьбы».
Дозировка: 3—4 раза.
ДВОРНИК
Исходное положение:
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец и указательный палец были на ручке, а средний и безымянный — под ней.
Содержание упражнения:
Слегка опираясь большим пальцем на крышку стола, остальными пальцами совершать движения, напоминающие подметание мусора.
Дозировка:
Повторить упражнение 5-6 раз, после чего положить ручку.
КРАСИМ БАЛКУ
Исходное положение:
Ладони перед грудью, в вертикальном положении, параллельны друг другу Концы ученической ручки находятся между основаниями мизинцев обеих рук. Над горизонтально расположенной ученической ручкой сделать устойчивую «крышу» указательным, средним и безымянным пальцами.
Содержание упражнения:
Вариант А
На счет раз большие пальцы отвести в стороны до упора.
На счет два одновременно подушечками обоих пальцев достать «под крышей балку» (ученическую ручку) и «покрасить» ее, сделав соответствующие движения.
Вариант Б
Доставать «балку» (ученическую ручку) и «красить» ее подушечками больших пальцев попеременно, всякий раз после касания отводя большой палец в сторону до упора.
Дозировка:
Повторить упражнение от 2 до 5 раз, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
УПРАЖНЕНИЯ С КАТУШКОЙ ИЗ-ПОД НИТОК
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ
Делается с внешней и внутренней стороны в различных направлениях:
а) катушкой между ладонями в медленном и быстром темпе;
б) катушкой по внешней (внутренней) поверхности ладони, лежащей на столе.
Массируются обе ладони поочередно
ЗАКРОЙ ДЫРОЧКУ
Исходное положение:
Катушка стоит на столе.
Содержание упражнения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальчиковая гимнастика с предметами
мастер - класс...
Пальчиковая гимнастика с предметами
Еще одна разновидность пальчиковой гимнастики – это гимнастика с предметами. Такой вид пальчиковой гимнастики, дает еще большую нагрузку на мышцы кистей рук. Проводится такая пальчиковая гимнастика с ...
пальчиковая гимнастика с предметами
пальчиковая гимнастика с предметами для будущих первоклассников отлично готовит руку к письму...
Пальчиковая гимнастика с предметами для старшей группы
Представленные комплексы пальчиковой гимнастики и самомассажа способствуют развитию обеих рук ребенка с условием, что акцент в работе над их развитием делается на ведущую руку, а другая развивается ка...
"Пальчиковая гимнастика с предметами"
Нетрадиционная пальчиковая гимнастика с предметами...
Пальчиковая гимнастика с предметами.
Подборка пальчиковых игр с различными предетами....
Презентация "Пальчиковая гимнастика с предметами"
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление детской речи....