Главные вкладки

    Статья "Дидактическая игра - средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
    статья на тему

    Рябова Татьяна Леонидовна

    Игра  является неотъемлемой частью жизни ребенка, обучение тоже проходит наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры. Играя, ребенок усваивает знания лучше и быстрее. В игре ребенок учится действовать в мысленной, а не видимой ситуации, опирается на внутренние мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx22.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактическая игра - средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

     

    Игра  является неотъемлемой частью жизни ребенка, обучение тоже проходит наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры. Играя, ребенок усваивает знания лучше и быстрее. В игре ребенок учится действовать в мысленной, а не видимой ситуации, опирается на внутренние мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи.

    Дидактические по содержанию игры  используются  в основном в целях умственного воспитания детей. В этих играх ребенок учится согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать  свои желания в зависимости от общей цели.

    Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую, учебную.

    На каждом возрастном этапе развития ребенка, дидактические игры меняются, но все они направлены на развития, памяти, мышления, воображения.

    Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

    В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, ребенок учится сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, знакомится со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

    В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать замысел игр с помощью отобранных игрушек.

    Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при формировании представлений о природе. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы  и воспитывается любовь к природе, а так же бережное к ней отношение.

    Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Эти игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но здесь детям даётся не сам предмет, а его изображение.

    Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.

    Для результативного использования дидактических игр в обучении и воспитании дошкольников необходимо соблюдать последовательности в их подборе. Должны учитываться такие дидактические принципы как доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

    Воспитатель должен руководствоваться следующими методами и приемами:

    - привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т. д.);

    - краткость и ясность речи воспитателя;

    - активное участие воспитателя в игре (отмечать удачные решения, поддерживать, подбадривать, уточнять, напоминать);

    - коммуникативная направленность.

    По словам О. М. Дьяченко, в подготовку к проведению дидактической игры входят:

    - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

    - установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

    - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

    - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим);

    - подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

    - подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

    - подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

    Дидактическая игра дает  возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей дошкольного возраста. Игру смело можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности.

         

    Библиография

    1.Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. М.: Академия,1998. 240 с.

    2.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

    3.Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.

    4.Самкова И.В. Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада Режим доступа - http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2013/09/21/didakticheskaya-igra-v-pedagogicheskom-protsesse-detskogosada


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

    Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

    Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

    Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания ...

    Доклад на тему "Сюжетно - ролевые игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".

    В докладе описана роль сюжетно - ролевых игр на развитие детей дошкольного возраста, структура и содержание сюжетно - ролевой игры, руководство сюжетно - ролевой игрой, описание сюжетно - ролевой игры...

    Статья "Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

    Игра  является неотъемлемой частью обучения, которое протекает наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения....

    Народные подвижные игры, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

    В данной статье речь пойдет о том, как народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, помогают решать задачи по формированию гармонично развитой, активной личности....

    Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

    Дошкольное образование - это первое и самое важное звено в системе народного образования....