Консультация для родителей
консультация на тему

Бильдина Наталья Игоревна

Консультация для родителей "Какой темперамент у моего ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakoy_temperament_u_moego_rebenka.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 24»

Консультация для родителей

«КАКОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ У МОЕГО РЕБЕНКА»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА: ЗАЧЕМ?

Как трудно маме с ребенком-непоседой. Кажется, что будь малыш копушей, его воспитание проходило бы намного проще, да и времени на личные дела оставалось бы больше. Так думают родители активных ребятишек, а вот мамы тех самых копуш мечтают, чтобы их малыши научились делать дела быстрее. Все это – проявление темперамента. Именно от него зависит, с какой скоростью и в каком темпе происходят те или иные психические процессы у человека. Зная, к какому типу темперамента относится ребенок, можно подобрать для него наиболее оптимальный стиль обучения и развития, чтобы максимально раскрыть все способности и таланты. Всего существует четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. К какому типу относится ваш малыш? Определить тип темперамента ребенка дошкольного возраста поможет наблюдение за поведением.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА

Дети холерики. Характеристика

Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их.

Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность холериков неровная, пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если у малыша не получается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

Помощь родителям:

  • общение. Только совместный «разбор полетов» поможет ребенку с темпераментом «Холерик» научиться правильному поведению в коллективе. Обсуждайте возникшие конфликты, смотрите фильмы и мультики корректирующего содержания, играйте в игры, побуждающие чадо принять правильное решение;
  • занятость. Умерить пыл холерика можно, нагрузив его физически. Спорт, танцы, прогулки на свежем воздухе – вот то, что требует темперамент ребенка. Регулярные тренировки помогут малышу с этим сложным темпераментом научиться контролировать свои силы, распределять нагрузку и время;
  • внимание. Несмотря на свою вспыльчивость и необузданность характера, ребенок-холерик остро нуждается во внимании. Не смейтесь над его неудачами, не ругайте при всех, лучше предложите совместные игры, которые позволят вам ближе узнать друг друга.

Дети сангвиники. Характеристика

Детям с преобладанием сангвинического темперамента отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку.

Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться — возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям.

Помощь родителям:

  • общение. Солнечный характер чада – это не повод расслабиться. Нередко друзья ребенка-сангвиника не устраивают родителей. Дети с этим типом темперамента дружат со всеми. Чтобы не упустить момент и не довести дело до «плохой компании», интересуйтесь, с кем проводит время ваше чадо. Обсуждайте поведение членов коллектива, выделяя хорошие и негативные черты. Личный пример очень важен для сангвиника;
  • занятость. Кажется, что подвижный сангвиник просто создан для спорта, однако это не так. В силу своей неусидчивости и неумении сосредотачиваться на результате, такие дети редко становятся профессиональными спортсменами. Они с удовольствием ходят на тренировки, пока у них есть желание. Более полезным видом деятельности для сангвиника будет творчество. Рисование, рукоделие, моделирование – это то, что позволит ребенку научиться концентрировать внимание на монотонной работе.
  • внимание. С ребенком-сангвиником надо быть в меру требовательным и ласковым. Темперамент «Сангвиник» не терпит крика. Такие дети больше прислушаются к просьбам, чем к требованию. Научитесь подводить ребенка к принятию вашей точки зрения.

Дети флегматики. Характеристика

Определить темперамент «Флегматик» несложно. Такой ребенок – мечта многих родителей. Это уравновешенные люди, которые все делают размеренно, умеют сосредотачиваться и доводить дело до конца. В детстве у малыша есть любимые игрушки, с которыми он может играть часами. Однако за внешним спокойствием скрывается настоящая буря: если что-то нарушит привычный распорядок дня или пойдет не по запланированному сценарию, флегматик впадет в ярость.

Воспитание ребенка этого типа темперамента не доставляет трудностей родителям. Малыш быстро приспосабливается к правилам, придерживается их, не принимает быстрых решений. Мама с папой порой даже не замечают, как их ребенок растет: у него практически не бывает проблем в учебе, редко возникают конфликтные ситуации, а вдумчивость флегматика делает такого ребенка главным советчиком в семье.

Помощь родителям:

  • общение. Общение в кругу близких для флегматика – школа жизни. Ребенок с таким темпераментом редко умеет отстаивать свое мнение. Он подстраивается под окружающих, начинает действовать по их правилам, даже если не считает такое поведение верным. Рано или поздно у ребенка проявится внутренний конфликт, который проявляется в агрессивном поведении. Поэтому флегматика надо учить, с одной стороны, аргументировать свою точку зрения, а с другой стороны, терпимости к чужому мнению: разбирайте жизненные ситуации, учитесь на фильмах, показывайте ребенку, что у каждого человека есть свой взгляд на ту или иную ситуацию. Если этот момент упустить, вы рискуете вырастить из своего солнышка зануду;
  • занятость. Не только кропотливая деятельность интересна ребенку с таким типом темперамента. Его можно отдать и в спорт, только не слишком динамичный. Возможно, увлечением вашего флегматика станет бильярд, шахматы, керлинг;
  • внимание. Родителям кажется, что если у ребенка нет проблем, значит, внимание с их стороны ему не требуется. Как раз наоборот: наблюдая за ребенком, подсказывая ему, как поступить в той или иной ситуации, тормоша своего флегматика и подталкивая его к более активным действиям, вы поможете ему развить скорость, которая так необходима в нашей жизни.

Дети меланхолики. Характеристика

Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика — почти что норма жизни, поскольку их способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Малыш-меланхолик будет плакать по любой самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью, и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования. Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания.

Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребенку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно очень дозированно, тщательно подбирая задания так, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает его интерес к занятиям.

Родители, которые осознают проблемы темперамента своего ребенка, помогают ему справляться с собой и таким образом облегчают задачу его внутреннего роста и становления как личности.

Помощь родителям:

  • общение. Не радуйтесь тому, что ребенок может играть с собой, предоставляя вам массу свободного времени. С меланхоликом надо общаться: если не научить ребенка с ранних лет общению, если не развивать у него желание обсуждать проблемы, в будущем чадо может замкнуться в себе. Общаясь с ребенком, вы помогаете ему овладеть навыком поведения в коллективе;
  • занятость. Ребенку с меланхолическим темпераментом по душе спокойные игры, однако, если научить его играть во что-то подвижное, малыш с удовольствием включится в процесс и непременно захочет выйти победителем. Выбирая дополнительные занятия для ребенка, остановитесь на творчестве: музыка, пение, рисование просто созданы для такого человека;
  • внимание. Меланхолик не может обходиться без внимания со стороны взрослого. Главный метод воспитания – похвала, причем не только за что-то хорошее, но и за негатив. Учите ребенка даже в плохом видеть положительное. Лучше не оценивать поступки, а переключать внимание чада на что-то другое. Позже можно обсудить сложившуюся ситуацию и послушать, что думает о ней ребенок. Рассудительный малыш сам найдет правильное решение.

Если вы не знаете, как определить темперамент ребенка, внимательно посмотрите на поведение своего чада. Именно в детстве наиболее четко проявляются черты, характерные для того или иного типа. Научившись общаться с собственным сыном или дочкой, учитывая особенности темперамента, вы сможете выстроить доверительные отношения с ребенком.

ТЕСТ

"Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?"

Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы.

1. Какие черты характера преобладают у ребенка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.

б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.

в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.

г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.

2. Какие эмоции наиболее частые, сильные?

а) Положительные эмоции.

б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.

в) Бурные эмоции, гнев.

г) Робость, страх.

3. Реакция на наказания:

а) спокойная;

б) без эмоций;

в) на словесные - спокойная, на остальные - с бурными реакциями протеста;

г) обида, негативные эмоции.

4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях?

а) Любопытен (преобладает положительное отношение).

б) Малоэмоционален.

в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).

г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).

5. Какие игры предпочитает ребенок?

а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.

б) Спокойные, тихие, уединенные.

в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.

г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные – только с близкими.

6. Общителен ли Ваш ребенок?

а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.

б) Предпочитает одиночество.

в) Всегда нужны сподвижники и зрители.

г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству?

а) Душа компании, лидер по выбору детей.

б) Неавторитетен среди детей, о лидерстве нет и речи.

в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры.

г) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.

8. Как усваивает новое?

а) Легко и быстро.

б) Обстоятельно, но медленно.

в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.

г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.

9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).

б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).

в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная память).

г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе – долговременной).

10. Утомляемость после какой-нибудь деятельности:

а) средняя (устает соответственно деятельности);

б) низкая (практически не устает);

в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);

г) высокая (устает от малейшей деятельности).

11. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда.

б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).

в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).

г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).

12. Какие движения преобладают у ребенка?

а) Уверенные, точные, ритмичные.

б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.

в) Порывистые, резкие.

г) Неуверенные, неточные, суетливые.

13. Особенности речи.

а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.

б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.

в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.

г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.

14. Особенности сна.

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.

б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.

в) Засыпает долго и с трудом , спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.

г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.

15. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе?

а) Адаптировался легко, быстро.

б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.

в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.

г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.

Результат:

Если чаще встречаются варианты а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник.

Если чаще встречаются варианты б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика.

Если чаще встречаются варианты в), то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный –холерик.

Если чаще встречаются варианты г), то преобладает темперамент меланхолика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...