"Роль Сказки в жизни дошкольника"
статья (средняя группа) на тему

Александра Евгеньевна Голубева

Данный материал можно использовать при составлении планирования взаимодействия с родителями в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Роль сказки в жизни ребенка.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
Давайте разберемся что такое сказка.

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.
Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу.

Что есть добро и зло?

 Сказка для ребенка — не просто фантазия, но особая реальность. Она помогает понять мир человеческих чувств, усвоить важнейшие нравственные понятия. Следя за перипетиями сюжета, маленький человек сопереживает героям и пытается упорядочить свои сложные чувства. В то же время он постигает смысл таких понятий, как добро и зло.
В большинстве сказок выражен вечный поиск счастья. Все подвиги богатырей, чудесные превращения героев и активность волшебных помощников — это лишь необходимые условия для его достижения.

Обретает счастье лишь тот, кто не останавливается ни перед какими трудностями.
Само построение сказки — выразительное противопоставление добра и зла, понятные по своей сути образы, динамика событий, доступные пониманию ребенка, результаты разных характерных поступков, многократные повторы — это делает сказку интересной и невероятно волнующей для малышей.

Развиваем фантазию

Воображение пятилетнего малыша позволяет ему воспринимать фантастические сказочные образы как реальные. Он любит Деда Мороза и ждет от него новогоднего подарка, боится Бабы-Яги и жалеет Русалочку. Почему у него так ярко проявляется эта способность?

Детям не хватает жизненного опыта, и решать постоянно возникающие проблемы они могут только с привлечением фантазии. Они заменяют детям недостаток знаний, помогают уверенно чувствовать себя в нашем сложном изменчивом мире.
Детство, по мнению психологов, является определяющим периодом для формирования воображения. А чем успешнее оно развивается, тем легче ребенок овладевает школьными премудростями.

Умеет ли фантазировать ваш кроха? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, любит ли он слушать сказки?
Сказка активизирует воображение. Благодаря ей сознание ребенка не только обогащается новыми знаниями и представлениями, возникает главное — новое отношение к людям, событиям и явлениям.

Понять другого

Отличительный момент многих волшебных сказок — элемент превращения. Оно может выступать в форме воплощения героя в другом человеке, животном или предмете. Важным является то, что в процессе таких превращений герой, оставаясь самим собой, приобретает дополнительные качества: может нырнуть на дно морское, соколом взмыть под небеса, серым волком рыскать по дремучему лесу и т.д. Именно в сказках малыш осваивает способность „вживания в мир другого человека». Это очень пригодится в дальнейшей жизни.

Благодаря сопереживанию и сочувствию другому человеку создается почва для терпимости, принятия его, жалости и любви к нему. Так преодолевается страх незащищенности и одиночества.
Особую роль играет в сказках мотив единения человека и природы. Пришедшая к нам из глубины веков, сказка отражает присущее человеку тех давних времен чувство общности с природой. Поэтому природа в сказке часто сочувствует героям, защищая и утешая их (злая ведьма утопила Аленушку в пруду, никто этого не заметил, только цветы стали вянуть в саду, деревья сохнуть, травы блекнуть). Из этого слияния с природой рождается любовь- жалость ко всему живому: растениям, животным, людям.

Сказкотерапия

Чтение сказок, проигрывание сказочных сюжетов можно рассматривать как своеобразную терапию. В результате ребенок не только получает новые знания, приобщается к культуре разных народов, но и развивает свою фантазию, учится преодолевать свою неуверенность.

Сказки — прекрасный материал для стимулирования детского воображения и развития внимания. А родители могут помочь активизировать этот процесс. Например, когда малыш рассматривает сказочные иллюстрации, старайтесь обратить его внимание на детали.

Пусть он, к примеру, найдет на рисунке мышку, которая помогает тянуть репу. Такое занятие развивает внимание и формирует навыки чтения.

Самые младшие

Психологи, работающие с детьми, считают, что знакомить ребенка с книгой пора уже тогда, когда вы можете одновременно удержать на коленях и малыша и книгу. Вначале достаточно листать странички, рассматривая картинки. Когда вы почувствуете, что ребенок вас слушает, можно начать чтение стихов и коротких сказок. Детям обычно нравятся стихи и истории, содержащие повторения.

Такой прием встречается в разных сказках: „Курочка-Ряба», „Репка», „Колобок», „Теремок».
При чтении пробуйте менять голос, разговаривая за каждого из персонажей. Разнообразить чтение или пересказ можно элементами звукоподражания.
Тогда ребенок ярче воспримет события сказки. Привлекайте вашего малыша к активному участию в рассказе. Ритмично двигаясь, он развивает контроль за работой мышц, а кроме того, знакомится с понятием последовательности. Ритмичное повторение слов и фраз формирует чувство языка. Дети любят воспроизводить некоторые звуки в ответ на ролевые слова (например, „а потом собачка: гав-гав»). Постепенно ребенок учится поддерживать ход сказки как полноправный участник, а вы не забывайте поощрять его.

Игра-драматизация

Использование сказок в качестве сюжетов для драматических импровизаций помогает детям глубже понять содержание, почувствовать характеры персонажей, объяснить их поступки. В качестве примера сошлемся па опыт работы с 5-6-летними детьми. На занятиях в студим детского творчества ребята проигрывали сюжет сказки „Золотая Рыбка», выступая в разных ролях: то волшебницы-рыбки, то жадной старухи, то бедняги старика. В процессе такой игры-драматизации нужно было передать интонацию, мимику, характерные позы своего персонажа.

Такую сказочную гимнастику хорошо делать под музыку, сочетая ритм движении с характером каждого персонажа.
Затем дети рисовали героев сказки. А вот ответы ребят.
Марго рисует мышку из сказки „Репка» и комментирует: „Я хочу быть внучкой, а это мышка, веселая мышка… ой, тучи, тучи, тучи гуляют…» — и пририсовывает мышке зонтик. Катя: „Я буду доброй бабкой, я ее нарисую». Ваня: „А я буду дедкой!»
Настя: „Я — кошкой!» Егор, кричит: „А я хочу ботвой!»

Забота о будущем

Сказка помогает детям и родителям лучше понимать друг друга. Она дает общие темы, события для совместного переживания. И пусть это будет творчество, где все участники равноправны, ведь и дети могут научить нас своей непосредственности, отзывчивости, даже чувству юмора. Безусловно, есть разные пути приобщения человека к миру людей и человеческой культуре. Сказка — это очень красивый путь.

Не случайно она существовала во все времена, не случайно рядом с малышом по этому пути пойдете вы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в жизни дошкольника

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Ск...

Роль сказки в жизни дошкольника

Сказка-ложь,да в ней намёк......

Роль сказки в жизни дошкольника.

Сказка для ребенка - не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, постижение реальной действительности....

«Роль сказки в жизни дошкольника»

консультация для родтетлей...

Роль сказки в жизни дошкольника.

Роль сказки в жизни дошкольникаСказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.— Русская народная ск...

Роль сказки в жизни дошкольника

консультация для воспитателей...

Роль сказки в жизни дошкольника.

Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность....