Конспект родительского семинара-практикума «Стили семейного воспитания»
консультация на тему

Евгения Ковалевская

От стиля семейного воспитания зависит психическое и общее развитие ребёнка. В психологии существует множество классификаций различных стилей воспитания. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Слили воспитания подразделяются на положительные, в результате которых ребенок не получает дискомфорта, к нему выдвигаются адекватные требования, не приносится ущерб, и отрицательные, которые не благоприятным образом сказываются на ребенке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_meropriyatiz_s_roditelyami.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского семинара-практикума

«Стили семейного воспитания»

Цель: содействовать пониманию проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребёнком и родителями.

Информационный блок: Презентация «Стили семейного воспитания».

Диагностический блок: Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.

Практический блок: Дидактическая игра с родителями.

Заключительный блок: рекомендации для родителей.

Информационный блок

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания зависит психическое и общее развитие ребёнка. В психологии существует множество классификаций различных стилей воспитания. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Слили воспитания подразделяются на положительные, в результате которых ребенок не получает дискомфорта, к нему выдвигаются адекватные требования, не приносится ущерб, и отрицательные, которые не благоприятным образом сказываются на ребенке. На них мы подробнее остановимся:

  • «Кумир семьи»;
  • «Гиперопека»;
  • «Гипоопека»;
  • «Безнадзорность»;
  • «Ежовые рукавицы»;
  • «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности»;
  • «Воспитание «в культе болезни»;
  • «Воспитание по типу «кронпринца»;
  • «Противоречивое воспитание».

Остановимся подробнее на каждом из них.

«Кумир семьи».

Ребенком восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть малыша — закон. Во всех его поступках мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Родители постоянно открывают в нем новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая ничего отдавать взамен.
Опережая своих сверстников в запросах, «кумир семьи» нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться. Родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда начнется трудовая жизнь. Такой ребенок практически неадаптируем к дошкольным учреждениям, где если он и выделяется, так только бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами. «Гиперопека».

Ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней во время кризиса 3-х лет. Ему нет смысла «бунтовать», отстаивая свое Я. Ведь то, чем он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю его жизнь до мельчайших подробностей, невольно превратясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений, диктуют ребенку каждый шаг и контролируют его во всем, наверно, даже в мыслях. Под их контролем малыш — индивидуальность, напоминающая заводного робота. Он твердо знает: это надо сделать так, а это — так. Довольно часто при гиперопеке родители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Малыш загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И, чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду — большая ценность. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.

«Гипоопека».

Другая крайность воспитательных воздействий. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен, хоть за капельку внимания, на все. Такой малыш не каждый день накормлен и не всегда, как надо, по сезону, может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности, преследует его потом всю жизнь.

«Безнадзорность».

Безнадзорность — это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяют даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Родители забыли, что он есть. Он может ночевать, где хочет, питаться тем, что попадет ему под руку, ходить в лохмотьях. Такому малышу грозит задержка в его развитии, и он в дальнейшем может быть психически неполноценным.

«Воспитание по типу «Золушки»»
В такой семье малыш не знает о ласке и любви. Его все время унижают и оскорбляют. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, ущербным, обузой в доме. Всего боится, особенно противопоставления другим, по мнению родителей гораздо лучшим, детям. Ребенок делает все, от него зависящее, чтоб походить на идеал родителей. Он угождает им, предупреждает все их желания, но, кроме раздражения и гнева с их стороны по отношению к себе, не знает других чувств. Родители обычно вспоминают о нем тогда, когда необходимо его чем-то нагрузить, причем наказывать его они способны по любому поводу. Малыш страдает и не знает, как себя вести. Он фантазирует и грезит нереальным миром, где все проблемы решаются как в сказке, исчезает чувство безысходности, которое день ото дня гнетет его все больше, довольно часто, неожиданно наталкиваясь на своеобразный выход из создавшегося положения. Мир иллюзорный, наслоившийся на повседневность, немного притупляет ее жестокость и, уводя ребенка от действительности, временами помогает «выстоять», «спастись». Такие дети, вырастая, часто «мстят» родителям за далеко не «золотое» свое украденное детство.

«Ежовые рукавицы».

Когда ребенка держат в «ежовых рукавицах», он подневольное, бесправное и обычно безголосое существо. Ему диктуют, ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так - ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой ребенок, не зная ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

«Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».
Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи малыша родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои несбывшиеся надежды взрослые мечтают реализовать хотя бы в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Другой вариант такого воспитания — когда ребенку поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых, причем не понарошку и играя, а в самом прямом смысле слова, что, безусловно, тяжким, бременем ложится на плечи малыша и отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

«Воспитание «в культе болезни»».

Такой тип воспитания встречается обычно, когда малыш болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители боятся, что их ребенок вдруг внезапно заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им.  Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Такой ребенок — маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе. Он ждет сочувствия от всех, сочувствия и сострадания. И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом способны приспособиться к действительности. Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув жертвовать ничем, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь - слабовольных и изнеженных людей.

«Воспитание по типу «кронпринца»».

Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком. Вся их жизнь расписана буквально по минутам. Им трудно выкроить время, чтобы немного поиграть с малышом, узнать о том, что его беспокоит или чего ему хочется. И недостаток своих чувств они обычно компенсируют искусственной родительской любовью — задаривая малыша. Ребенок окружен ценнейшими подарками, он с малолетства обладает тем, что многие не в состоянии купить, работая всю жизнь. Родители считают, что он счастлив. Им не нужны ценнейшие подарки или вещи - им нужен нежный взгляд, любящая улыбка и ласковое слово. И если кажется, что дети гордятся как-то положением своих родителей, то это не всегда бывает так. Поэтому, когда «кронпринцы», повзрослев, своей безвольностью и нерешительностью «губят» все, что приготовлено для них, или способны вдруг «протестовать» против, чтобы «идти своей тропой». Им непонятно, почему ребенок их — «бесцветный», не оправдал надежд, хотя они всю свою жизнь потратили на то, чтобы он их надежды оправдал.

«Противоречивое воспитание».

Об этом типе воспитания мы говорим тогда, когда в одной семье, в одной квартире родители плюс бабушки и дедушки пытаются воспитывать ребенка лишь только собственными методами воспитания, противоречащими по обыкновению друг другу, и, словно «лебедь», «рак» и «щука», тянут малыша одновременно в разные стороны, чтобы, в конце концов, перетянуть. В такой семье малыш не в состоянии усвоить, что можно ему делать, чего нельзя. И, разрываясь между всеми, ему непонятно, кому необходимо угождать. Обычно это рано или поздно способствует развитию невроза.

«Смена образцов воспитания».

Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появление новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился. Малыш не в состоянии отвыкнуть оттого, к чему привык, никак не адаптируется к перемене и в результате начинает яростно протестовать, нередко в виде невротических реакций.


Диагностический блок.

Итак, уважаемые родители. Вы услышали типологию стилей воспитания в семье. И сейчас, я бы хотела предложить заполнит вам анкету, которая позволит вам узнать, какой же стиль воспитания присущ именно Вам.

Анкетирование родителей. Обсуждение результатов.

Практический блок.

Для закрепления полученных Вами знаний, мне бы хотелось поиграть с вами в игру. Для этого, я предлагаю Вам разделиться на команды по 3-4 человека. Каждой команде нужно будет показать сценку, наглядно изображающую тот или иной стиль семейного воспитания. А задача остальных команд угадать какой это стиль, обсудить допущенные ошибки.

Заключительный блок.

В заключение нашего мероприятия, я бы хотела дать Вам несколько рекомендаций.

• Откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;

• Не предъявляйте ребёнку завышенных требований;

• Замените приказы и требования, просьбами и предложениями;

• Учитывайте интересы и желания детей;

• Будьте уступчивее по отношению к ребёнку;

• Не ограничивайте самостоятельность ребёнка;

• Поддерживайте с ребёнком тёплые и доверительные отношения.

• Уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;

• Интересуйтесь их проблемами и успехами;

• Оказывайте ребёнку помощь в преодолении трудностей;

• Чаще контролируйте поведение ребёнка;

• Создайте в семье атмосферу любви и тепла;

• Поощряйте ребёнка выражать собственные эмоции;

• Позволяйте ребёнку самому делать выбор в чём-либо;

• Поощряйте самостоятельность ребёнка;

• Хвалите ребёнка за любые проявления «взрослого» характера;

• Позволяйте ошибаться вашему ребёнку;

• Будьте откровенны со своим ребёнком;

«Чему учиться ребёнок у родителей»

• Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.

• Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учиться драться.

• Если ребёнка часто высмеивают – он учиться быть робким.

• Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

• Если к ребёнку часто бывают снисходительным – он учиться быть терпимым.

• Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

• Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.

• Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.

• Если ребёнок чувствует безопасность – он учится верить.

• Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Всем спасибо за мероприятие. До скорых встреч!

Литература.

  1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – Москва, 1995. – с. 40.
  2. Зверева О. Л. , Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – Москва 2007. – с. 28–105.
  3. Козлова А. В. Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации. – 2007. – с. 59;
  4. Социальная работа с семьей / Под ред. Т. В. Шеляг. Москва, 1995, – с. 67.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».

Родительский  семинар - практикум  «Стили  семейного  воспитания».Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного сти...

Конспект Родительского собрание на тему: «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка» (дети подготовительной группе 6-7 лет)

Родительского собрание на тему: «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка»...

Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...

Материал к семинару-практикуму «Стили семейных отношений» Стили семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающ...

Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»

Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»...

Конспект родительского собрания (младший возраст) «Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника»

Собрание по данной теме рекомендовано проводить с родителями воспитанников в период адаптации....

Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"

Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"...