Главные вкладки

    Консультация для родителей "Пальчиковые игры и их роль в развитии ребенка"
    статья (младшая группа) на тему

    В статье рассматриваются способы развития речи у детей дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики рук, а именно посредством пальчиковых игр. Материал содержит подборку интересных пальчиковых игр, в которые с удовольствием играют дети. А положительные эмоции от совместных игр получают не только дети, но и взрослые!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palchikovye_igry_i_ih_rol_v_razvitii_rebenka.docx24.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей «Пальчиковые игры и их роль в развитии ребенка»

    Составила: Баринова Олеся Владимировна, воспитатель

    ГБДОУ детский сад №86 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                    Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

                  Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, которые имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

                 У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для ребенка нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх ребенок должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево. Родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.

    Осенние листья. 
    Тишина в лесу стоит,  Плавные движения руками.
    Еле слышно лес шуршит  Поднести палец к губам. 
    Ш-Ш-Ш… Тихо.
    Ветер дунет посильней  Движения руками влев-вправо
    Листик зашуршит смелей Ш-Ш-Ш… Громче. 
    Снова ветер налетит, Листик с веточки слетит: 
    Поднять руки над головой и плавно опускать вниз, вращая кисти 
    Потанцует, попоет  

    И на землю упадет. Опустить руки на стол.

    В лесу

    В лесу стоит из бревен дом, Руки над головой в виде крыши.

    Одно окошко в доме том. Одна рука под лицом, вторая параллельно над головой.

    Глядит Арина в то окно:

    Все в доме тихо и темно. Приставить «ушки – ладошки» к голове.

    Арина тихо кулачком-

    Тук-тук, тук-тук –стучится в дом. Постучать правым кулаком по левой ладошке.     

    В дверь выглянул какой-то зверь, Большой палец вверх, указательный согнуть

    Сказав «гав, гав», захлопнул дверь. Хлопнуть в ладоши

    Арина снова кулачком-

    Тук-тук, тук-тук - стучится в дом. Постучать правым кулаком по левой ладошке.

    В дверь выглянул какой-то зверь, Безымянный, средний и большой пальцы согнуть

    Сказав «му, му», захлопнул дверь. Хлопнуть в ладоши

    Арина долго кулачком –

    Тук-тук, тук-тук - стучится в дом. Постучать правым кулаком по левой ладошке.

    В дверь выглянул какой-то зверь, Мизинец, безымянный и большой согнуть.

    Сказав «ме, ме», захлопнул дверь. Хлопнуть в ладоши

    Пришлось Арине дверь закрыть,

    Чтобы зверей не разбудить,

    Потом пошла к себе домой Указательный и средний пальцы «шагают» по руке.

    Спать на перине пуховой. Положить ладошки под голову

    Корзинка овощей

    Ладошки держать перед собой или положить на стол.

    У девочки Зины

    Овощи в корзине. Сложить из ладошек «корзинку».

    Тут пузатый кабачок

    Завалился на бочок. Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».

    Перец и морковка

    Разместились ловко. Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.

    И фасоль, и огурец. Загнуть безымянные пальцы и мизинцы.

    Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.

    Вот так Зина — молодец! Поднять большие пальцы вверх.

    Паучки

    Игру лучше выполнять стоя.

    Паучок бежал по ветке. Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

    Вместе с ним бежали детки. Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

    С неба дождик вдруг полил. Встряхивать кистями, имитируя дождь.

    И на землю всех их смыл. Хлопнуть ладошками по коленям.

    Стало солнце пригревать. Показать солнышко, прижав основания ладошек друг к другу и растопырив пальцы в разные стороны.

    Вот ползет паук опять. Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

    А за ним полезли детки. Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

    Вместе ползают по ветке. Пальчики «ползают» по голове.

    Умывалочка
    Кран открыли: чик-чик, Вращательные движения кистью. 
    Руки мыли: шик-шик. Потереть ладошки друг о друга.
    Пусть бежит водичка, Плавные движения ладонями. 
    Мы умоем личико. ,,Умыться’’. 
    Мылом мы ладошки трем, Имитировать мытье рук. 
    Полотенцем промокнем. Легкие похлопывания ладоней друг друга. 
    Вот и чистые ладошки, Показать ладони. 
    Мы похлопаем немножко! Хлопки.

    Пальчики. 
    Можешь пальцы сосчитать? 
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Поочередно загибать пальцы на правой руке.
    На другой руке опять - 
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Поочередно загибать пальцы на левой руке.
    Десять пальцев – пара рук, 
    Сжимать и разжимать руки в замок.
    Вот твое богатство, друг!
    Показать две ладошки с расставленными пальцами.

    Этот пальчик

    Разгибать поочередно пальчики на левой руке правой рукой и наоборот.

    Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
    Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
    Этот пальчик самый длинный и растет он в середине!
    Этот пальчик безымянный, он ленивый и упрямый!
    А мизинчик хоть и мал, но и ловок, и удал!

    «Мороз»

     Ой, сердит мороз! Качают головой, взявшись за нее руками.

     Ветки снегом занес. Взмахивают кистями рук.

     Хватает за нос. Хватают себя за нос.

     Щиплет до слез. Щиплют себя за щеки.

     Ребятишки не испугаются  Грозят пальчиком.

     И на лыжах,  «Едут на лыжах».

     И на саночках катаются, «Едут на санках».

     Над морозом сердитым

     Потешаются. Прыгают, одновременно хлопая в ладоши.

    Помогаем маме
    Раз, два, три, четыре,
    Поочередно загибать пальцы на правой руке.
    Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку
    И большую поварешку.
    Поочередно загибать пальцы на левой руке.
    Мы посуду перемыли,
    Имитировать моющие движения. 
    Только чашку мы разбили.

    Ковшик тоже развалился,
    Нос у чайника отбился,

    Ложку тоже мы сломали - Поочередно прикасаться кончиками пальцев друг к другу.
    Так мы маме помогали. Сжимать и разжимать кулачки.

    У жирафов

    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
    Хлопаем по всему телу ладонями.

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    На носах, на животах, на коленях и носках.
    Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
    Щипаем себя, как бы собирая складки.

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    На носах, на животах, на коленях и носках.

    Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

    У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

    У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 

    Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.

    На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.

    Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

    Алые цветочки

     Наши алые цветки распускают лепестки. Медленно разжимать пальцы из кулачка.

     Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Покачивать кистями рук вправо – влево.

     Наши алые цветки закрывают лепестки, Сжимать пальцы в кулаки

     Головой качают, тихо засыпают. Покачивать кулаки вперед – назад.

    Весна. 
    Стучат все громче дятлы,
    Стучать кулачком одной руки по ладошке другой.
    Синички стали петь. Сложить пальцы в щепотку, сжимать и разжимать. 
    Встает пораньше солнце,

    Чтоб землю нашу греть, Поднять руки вверх, опустить через стороны.
    Бегут ручьи под горку,
    Выполнять волнообразные движения руками. 
    Растаял весь снежок
    И из под старой травки
    Сложить ладошки в форме чашечки
    Уже глядит цветок.
    Раскрылся колокольчик , медленно раскрывать ,,чашечку’’.
    В тени, там, где сосна,
    Динь-динь, звенит тихонько,

    Динь-динь, пришла весна. Шевелить пальцами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детская игра и ее роль в развитии ребенка

    Групповая консультация для родителей...

    Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"

    Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"...

    Консультация "Загадки играют важную роль в развитии ребенка"

    Загадки -  прекрасное средство  развития речи, мышления, памяти, воображения ребенка....

    Консультация для родителей "Утренняя гимнастика - её роль в развитии ребенка"

    Значение утреней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию....

    Консультация для воспитателей "Организация сюжетно-ролевой игры и ее роль в развитии ребенка"

    Консультация для воспитателей: "Организация сюжетно-ролевой игры и ее роль в развитии ребенка"...

    Консультация для родителей. Игра, и ее роль в развитии ребенка.

    Консультация для родителей. " Игра, и ее роль в развитии ребенка....

    Консультация для воспитателей "Игра, как средство социально - коммуникативного развития ребенка".

    Консультация для воспитателей "Игра, как средство социально - коммуникативного развития ребенка"....