Консультация для воспитателей "Организация сюжетно-ролевой игры и ее роль в развитии ребенка"
консультация по теме

ДИДУЩЕНКО ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Консультация для воспитателей: "Организация сюжетно-ролевой игры и ее роль в развитии ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_syuzhetno.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Организация сюжетно-ролевой игры и ее роль в развитии ребенка.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, наряду с общением и познавательно-исследовательской деятельностью. Представляя собой особую субкультуру детства, игра передается от старших поколений детей к более младшим, в процессе совместной игры. То есть по своей сути сюжетно-ролевая игра необходима ребенка для усвоения социального опыта и овладение культурными практиками.

В последнее время мы наблюдаем тревожную тенденцию: игра современного ребенка стала непродолжительной, сюжеты игр ограничены и однообразны, что вызвано нарушением естественных процессов передачи способов игры в разновозрастных группах. Формирование способов игры в значительной степени стало функцией дошкольных образовательных учреждений с введением ФГОС ДО, ведь  основная задача дошкольного учреждения социализация ребенка и психическая готовность к следующим этапам жизни.  В этой ситуации, по мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, функция передачи игровых умений принадлежит взрослому – воспитателю детского сада. Реализация этих функций заключается в поэтапном формировании у детей игровых умений, путем «по​степенной передачи детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства».

Остановимся на сюжетно-ролевой игре, способах ее организации, участия воспитателя в сюжетно-ролевой игре и организации игрового пространства.

Итак, для организации сюжетно-ролевой игры необходимо:

  1. Наличие игровой среды и игрового материала (выступает как активизация игровой деятельности)
  2. Участие взрослого в сюжетно-ролевой игре, как куратора, направляющего игру в нужном направлении.

      В сюжетной игре у ребенка развивается способность действовать в воображаемом плане, происходит развитие аффективно-мотивационной сферы, способности координировать свои действия с другими, формируется умение ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.

Важным элементом сюжетной игры детей дошкольного возраста является игровой предмет: игрушка, предметы-заместители и т.п.  По выражению Л.С. Выготского, игрушка помогает ребенку в игре осуществить сдвиг «от мысли к действию».

     Игрушка-неотъемлемый атрибут любой игры. Говоря о наличии игрушек следует отметить, что функции игрушки изменяются в соответствии с развитием игровой деятельности ребенка. Для ребенка раннего возраста, осваивающего культурно зафиксированное назначение предметов, игрушки представлены, прежде всего, предметами оперирования, повторяющими его бытовое окружение. Постепенно, ребенок начинает моделировать в игре не только непосредственное орудийное действие, но и более широкие смысловые ситуации. Усложнение репрезентируемой модели подразумевает и изменение предметной игровой среды. Традиционно, под изменениями подразумевается все более широкое использование предметов-заместителей – условных игрушек. Таким образом, необходимо подбирать игрушки в соответствии с восприятием ребенка. Для ребенка младшего дошкольного возраста подбираются игрушки крупные, по четко узнаваемому признаку предмета. Для старших дошкольников предпочтительны крайние полюса реалистической и условной игрушки с тенденцией к их небольшому размеру и увеличением доли трансформируемых и сборных игрушек. Такого рода материал дает больший простор детскому воображению в игре.

Что же касается организации предметной среды для сюжетно-ролевых игр, важно понимать, что предпочтение отдается ее полифункциональным параметрам. Удобнее всего использовать макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них: ширма, плоскостные маркеры и т.п. В данном случае «безликость» такой конструкции обеспечит максимальную полифункциональность, трансформируемость, вариативность.

Мы все прекрасно представляем себе мысленно, что такое сюжетно-ролевая игра, однако зачастую можно столкнуться с той проблемой, когда педагог не может начать или поддержать сюжетно-ролевую игру и из-за подобной безучастности, игра просто пущена на самотек. Важно понимать, что сам по себе ребенок еще не приобрел достаточного социального опыта, соответственно, в игре без более опытного партнера амплификация его развития не произойдет. Участие взрослого в сюжетной игре будет способствовать усвоению ребенком культурных практик и овладение социальным опытом.

Для успешной организации совместной сюжетно-ролевой игры:

  1. Создание предметных условий для мотивации и  активации игровой деятельности  (наличие игрового материала, игровых зон согласно ФГОС ДО).
  2. Наблюдение за игровой деятельностью детей, для понимания уровня их социальной осведомленности.
  3. Включение в детскую сюжетно-ролевую игру взрослого для ее коррекции и координации (взрослый является направляющим вектором хода и сути игры, действуя от простого к сложному в соответствии с возрастом ребенка и его интересами).

Важно понимать роль игры в жизни ребенка, как ведущего и естественного вида деятельности, осознавать ее значимость в социально-коммуникативном развитии ребенка, получению им культурных практик через игру.

Список использованной литературы

1.​ Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 62 - 76.

2.​ Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963 - 319 с.

3.​ Кириллов И.Л., Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста. диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М., 1999

4.​ Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности //Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателя детского сада, под ред. Дороновой Т.Н., Коротковой Н.А. М., 2003

5.​ Предметно-пространственная среда детского сада. Старший дошкольный возраст / под ред. Н.А. Коротковой, М., 2010

6.​ Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. - М., 1987

7.​ Флерина Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада ,М., 1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская игра и ее роль в развитии ребенка

Групповая консультация для родителей...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и их роль в развитии ребенка"

В статье рассматриваются способы развития речи у детей дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики рук, а именно посредством пальчиковых игр. Материал содержит подборку интересных пальчик...

Консультация для родителей. Игра, и ее роль в развитии ребенка.

Консультация для родителей. " Игра, и ее роль в развитии ребенка....

Консультация для родителей "Космический пластичный песок и его роль в развитии ребенка".

Материал для родителей о многостороннем положительном влиянии пластичного песка на развитие ребенка....

Консультация для родителей. История конструктора «LEGO» и его роль в развитии ребенка.

В статье описывается краткая история возникновения и развития конструктора "LEGO". А также, родители узнают в чем польза данного конструктора и получают рекомкндации по организации игр и зан...

Пальчиковые игры и их роль на развитие ребенка

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка...