Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему

Ларионова Мария Васильевна

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:

«Познавательное развитие детей

старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie._poznavaetlnoe_razvitie.docx130.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №130 «Улап» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:

«Познавательное развитие детей

старшего дошкольного возраста»

http://artworks.narod.ru/HanMaker-catalog/source/image/b21-ai-015.jpg

Разработала: воспитатель

Ларионова Мария Васильевна

Чебоксары  2017

Цель: формирование представлений родителей о способах развития познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Задачи: 

  • Обогатить представления родителей о вариантах организации экспериментирования с ребенком-дошкольником в семье.
  • Познакомить  родителей с алгоритмом организации  детской проектной деятельности.

Форма проведения: круглый стол

Место проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары, 4 корпус

Предварительная работа: 

  • организация выставки литературы на тему «Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,
  • подготовка презентации результатов детской проектной деятельности детей старшей группы «Музыкальный инструмент из бутылок»

Оборудование: книги по теме «Познавательная деятельность детей дошкольного возраста», раздаточный материал – памятки для родителей, материалы для экспериментирования, мультимедийный экран, ноутбук, колонки.

План проведения:

1. Обсуждение актуальности  развития познавательного интереса и активности у детей с опорой на ФГОС ДО.

2. Представление опыта семей «Играем и познаем».

3. Мастер-класс от воспитателя  «Опыты с детьми в условиях семьи»

4. Презентация детской проектной деятельности «Музыкальный инструмент из бутылок».

5. Мини-консультация с мультимедийной презентацией «Методика организации детской проектной деятельности по технологии ОТСМ-ТРИЗ»

Ход собрания:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить актуальность познавательного развития детей и обогатить свои представления, как можно дома легко организовать интересные формы взаимодействия для развития у детей познавательного интереса и активности. Хочется открыть беседу с вопроса к вам «Что такое, по вашему мнению, познавательное развитие?». Вы можете использовать памятки, которые лежат перед вами, в которых представлены выдержки из законодательных документов в сфере дошкольного образования.

Ответы родителей:

Воспитатель: Верно. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, с которым мы с вами уже знакомы,  «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Воспитатель: постарайтесь ответить на вопрос «Важно ли развитие познавательной активности для детей? Почему?»

Ответы родителей:

Воспитатель: Действительно, развитие познавательного интереса является основой успешного овладения детьми обучением в школе, так же являясь обязательным условием активного осознанного изучения, «открытия» окружающего мира. Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития познавательной деятельности детей. Именно  этот возраст – это время фантазёров, бесконечных вопросов, разнообразия игровых замыслов.

Итак, сейчас предлагаю проанализировать ваши семейные традиции развития познавательной активности детей и поделиться опытом с присутствующими.

Презентация опыта познавательной деятельности в семье.

Воспитатель: Замечательные презентации, думаю, они интересны и будут полезны для всех семей.

Одним из эффективных и очень интересных методов развития познавательной активности детей является детская экспериментальная деятельность. Хотим предложить вашему вниманию серию детских опытов, которые можно легко провести с детьми в домашних условиях. Для этого используем приборы и материалы, которые находятся у вас на столах.

Экспериментальная деятельность вместе с родителям:

Опыт 1. «Радуга из воды»

Материалы и приборы: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.

Результат: на бумаге будет видна радуга.

Выводы: Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?.

Опыт 2  Опыт со свечой.

Материалы и приборы: свеса, спички, тарелка, подкрашенная вода, стакан.

Ход опыта: Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом.

Результат: Свеча потухнет.

Вывод: Весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.

Опыт 3 Опыт с яйцом

Материалы и приборы: яйцо, бутылка с диаметром горлышка меньшим, чем яйцо, тонкая полоска бумаги и капелька растительного масла.

Ход опыта: Можно ли засунуть яйцо в бутылку, не разбив ни бутылки, ни яйца? Можно, если оно перепелиное. Но мы попробуем проделать это с обычным. Для этого яйцо сварите яйцо и очистите его от скорлупы. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом. Подожгите бумагу и бросьте ее на дно бутылки, а потом сразу поставьте яйцо на горлышко. Результат: Когда бумага погаснет, яйцо всосется внутрь.

Вывод: Огонь сжигает в бутылке кислород и в ней образуется разреженный воздух. Пониженное давление изнутри и обычное атмосферное давление снаружи действуют сообща и заталкивают яйцо в бутылку. За счет своей эластичности оно проскакивает через узкое горлышко.

Воспитатель:

Вот такие интересные опыты можно проводить дома.  Этих опытов очень много. Самое главное, во время проведения опыта необходимо обсуждать с детьми причину возникновения тех или иных явлений, необходимых для успешного проведения опытов. Предлагаем вам фотографировать проведенные вами опыты в домашних условиях и создать альбом-картотеку нашей группы  «Опыты на кухне» с описанием проводимых исследований.

Ответы родителей:

Воспитатель:

Еще одним связанным с предыдущим и очень действенным методом развития познавательной активности детей является детская проектная деятельность. Наши воспитанники, ваши дети сейчас представят вашему вниманию результат такой деятельности.

Презентация детского проекта «Музыкальный инструмент из бутылок с наполнением».

Вот такой музыкальный или звуковой инструмент изобрели наши ребята. Думаю, вы согласитесь, что такое мини-изобретение можно создать и дома совместно с родителями.

Все вы знаете, что наш детский сад активно использует в работе с детьми  технологии ОТСМ-ТРИЗ Г.А. Альтшуллера. Мы хотим коротко познакомить с методикой проведения детской проектной деятельности, которую разработала Т.А. Сидорчук, сертифицированный специалист по ТРИЗ, кандидат педагогических наук. Обсудим этапы организации работы с детьми.

Сначала необходимо определить проблему. Но проблема должна быть озвучена самим ребенком, иначе будет потерян интерес юного изобретателя. Тема исследования может быть любой в соответствии с интересами вашего ребенка.

Затем необходимо начать собирать «Копилку», все, что ребенок отнесет к данной тематике необходимо собрать вместе. Например, в нашем проекте ребята начали работу со сбора различных предметов, издающих звуки.

На следующем этапе важно систематизировать или классифицировать все объекты, можно составить таблицу по результатам систематизации. в нашем исследовании ребята разделили все объекты на звенящие, шумящие, булькающие, трещащие…

Четвертым этапом работы является создание модели, которые логически появляются из картотеки. На этом этапе  наши ребята заметили, что бутылка издает различные звуки при стуке при ней в зависимости от количества и состава наполнителя. Они решили наполнить бутылку различными жидкостями и таким образом создать «звуковой инструмент».

На следующем этапе целесообразно перейти к изготовлению готового продукта исследования. Здесь наши исследователи практическим образом определяли, какая жидкость и в каком количестве издает необходимые звуки. Осталось лишь расставить бутылки в необходимом порядке.

В завершении исследования необходимо наметить следующие цели, так как важно не останавливаться в исследованиях окружающего мира.

На основе прослушанного вами предлагаем каждой семье попробовать  провести собственную проектную деятельность на любую, выбранную детьми, тему и представить результаты деятельности на конференции в конце учебного года.

Таким образом, мы с вами обсудили суть и значение познавательного развития детей, познакомились с интересными формами организации познавательной деятельности. В завершении нашей встречи хотелось бы сказать, что дошкольный мир не стоит на месте, меняются требования, меняются дети, меняется мир. Следовательно, и мы: и родители, и педагоги, должны развиваться, быть мобильными  и помогать нашим детям успешно социализироваться в новые условия жизни.  Если у вас есть вопросы можете задать, или  высказаться.

Итак, спасибо всем за активное участие в нашем круглом столе и предлагаю принять проект решения родительского собрания:

1. Составить картотеку группы с простыми детскими опытами «Опыты на кухне» из фотографий экспериментальной деятельности дома с описанием.

Сроки: до конца учебного года.

Ответственные: Выбранные из числа родителей члены рабочей группы

2. Организация конференции «Мои первые изобретения» с презентацией продуктов детской проектной деятельности совместной с родителями.

Сроки: май

Ответственные: воспитатели, родительский комитет.


Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 352 с.

4. Т.А.Сидорчук, «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания, 2015г. – 136 с. 


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №130 «Улап» города Чебоксары Чувашской Республики

http://pandia.ru/text/78/352/images/image002_57.gif

Чебоксары – 2017

Приложение 1

Литература:

  1. Большая книга экспериментов для школьников – М: РОСМЕН, 2016
  2. Владимирова Т.В. «Шаг в неизвестность» Формирование способов естественно — научного познания у детей дошкольного возраста. 2015г        
  3. Гуриненко Н.А. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. ФГОС, -М: Детство-пресс, 2017
  4. Марина ЯковлеваСергей Болушевский Большая книга научных опытов для детей и взрослых – М: Эксмо,  2017

5. Сидорчук Т.А., «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания, 2015г. – 136 с. 

6. Тугушева Г.П.,  Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. ФГОС – М, 2017


Требования, предъявляемые к познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.6.…Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования

Шестой год жизни. Старшая группа Задачи образовательной деятельности

 Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.  

Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.

122  Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

 Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).

 Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.

  Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.  Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.

  Развивать представления о родном городе и стране, гражданско- патриотические чувства.  Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира

Этапы детской проектной деятельности

1. Выбор проблемы 

2. Сбор копилок 

Цель: обучение детей поиску и сбору информации на определенную тему.

3. Создание картотеки

Цель: обучение детей классификации информации по разным признакам. Все материалы сортируются, классифицируются по признакам с помощью морфологической таблицы.

4. Создание моделей

Цель: обучение детей обобщению и выделению основных признаков объектов или систем.

5. Создание продукта

Цель: научить детей наделять объект новыми признаками.

6.Презентация результатов:

Цель: формировать коммуникативные навыки.

7. Постановка новой цели

Цель: формировать желание самостоятельно заниматься интеллектуально-творческой деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"

Конспектродительского собрания в старшей группена тему:(слайд1) «Развитие речи старших дошкольников»Дата проведения: 10.03.2016г.Время проведения: 17.30Форма проведения: Игра-путешествие....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 1 ТЕМА: «Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет».

Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет. 1. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.2. Ведущая деятельность &ndash...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Родительское собраниев подготовительной группе на тему:«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»Подготовила Стрельникова В.В....

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»Цель: · расширить представления родителей о развитии познавательного инт...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол.Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельностьЗадачи:1. Информирование  р...