Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (старшая группа)

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Эффективным средством  для достижения этой цели является чтение. 

Родителям предлагается поучавствовать в викторине .

Одной из важных форм речевого развития является устная речь.. Также большое внимание уделяется расказыванию. Воспитатель предлагает родителям учить с детьми стихи, т. к. это развивает память. 

В конспекте затрагиваются проблемы речевого развития и как можно их решить.В этом помогут различные игры и упражнения.

В заключительной части воспитатель призывает родителей больше общаться со своими детьми, быть для них хорошим примером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание19.06 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект

      родительского собрания

         в старшей группе

Тема: «Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

                                                 

                                                                     

Цель:

- расширить представление родителей о важности литературного образования детей 5-6 лет

-оказать помощь родителям в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста

Задачи :

- Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам особенностей развития речи детей

- формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей

- ориентировать родителей на ценность домашнего чтения

-познакомит ь родителей с речевыми играми для их использования в домашних условиях

Форма проведения: круглый стол

Участники: родители, воспитатели

Место проведения: помещение группы

Предварительная работа:

-изготовление с детьми пригласительных

- памятки для родителей

-консультации в родительский уголок

                                         Ход собрания:

1 Организационная часть:

Вступительное слово воспитателя для объявления темы, цели порядка проведения собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады снова видеть вас на нашем очередном собрании. Тема собрания «Особенности речевого развитие детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу». Почему мы выбрали именно эту тему? Эта тема является очень актуальной на сегодняшний день. Скоро ваши дети пойдут в школу. Поступая в 1 класс ребенок проходит собеседование, где, в первую очередь, обращают внимание на речь ребенка, как он рассуждает, объясняет, как строит предложения, насколько богата речь.

И прежде, чем мы начнем я попрошу вас ответить на вопрос: Читаете ли вы своему ребенку книги?

Перед вами сердечко, вырезанное из бумаги и 3 конверта, на каждом написан вариант ответа:

1конверт: всегда читаю

2конверт: никогда не читаю

3конверт: читаю, но редко

Положите это сердечко в конверт, который соответствует вашему варианту ответа.

2 Теоретическая часть: (выступление воспитателя)

Дошкольный возраст является самым лучшим для обогащения и развития речи ребенка. Чем старше становится ребенок, тем овладение речью происходит менее успешно.

Мы все понимаем, как важно в дошкольном возрасте развить речь ребенка., чтобы она была правильной, чистой; хотим научить его внимательно слушать информацию, правильно выражать свои мысли. Одним из эффективных средств для достижения этой цели является чтение.

А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете сказки?. Проведем викторину по сказкам. Я читаю первую строчку, а вы продолжаете и называете автора и название:

-« Приходила к Мухе

Бабушка-пчела….» (Мухе-Цокотухе меду принесла) К. И. Чуковский «Муха-Цокотуху»

-«Дама сдавала в багаж…» ( « диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку») С. Маршак « Багаж»

-«Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю…» ( а пузатый от меня, убежал, как от огня») К. Чуковский «Мойдодыр»

-«Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже…» («и ребенок был у них- очень тихий ежик») С. Маршак «Тихая сказка»

-«У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…» («и днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом») А. С .Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

Молодцы, Все справились с заданием.

В детском саду есть различные программы и технологии для обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника. В дошкольном возрасте у детей обогащается, закрепляется и активизируется   словарный запас. Дети старшего дошкольного возраста овладевают устной речью, самой важной из форм речевого развития. Они много разговаривают с родными и близкими людьми, а также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети легко включаются в общение со сверстниками во время игры. Речь ребенка сопровождается предметными действиями. Взяв в руки какой-нибудь предмет, он начинает комментировать свои действия. Это говорит о том, что дошкольник начинает думать, размышлять с помощью слов и фраз. В этом случае речь показывает сформированость мышления ребенка

Дети с раннего возраста проявляют интерес к речи. Но при стихийном речевом развитии не все достигают определенного уровня. Поэтому, чтобы создать интерес к родному языку необходимо целенаправленное обучение.

В ДОУ развитие речи ведется по таким направлениям:

- воспитание звуковой культуры речи

- обогащение пассивного и активного словаря

- формирование грамматического строя речи

- развитие связной речи

Большое внимание уделяется рассказыванию: составление рассказов по картине, по серии картин, пересказам, составлению творческих рассказов.

С детьми необходимо разучивать стихи. Это тренирует память,  развивает выразительность.

Чисто говорки и скороговорки улучшают звукопроизношение. Дети любят загадки как загадывать, так и отгадывать. Это занятие развивает мышление, учит анализировать.

Актуальность проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста:

Речь- великий дар природы, благодаря которому люди получают возможности общаться друг с другом, познавать мир.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно- единицы.

Уровень речевого развития у современных дошкольников можно охарактеризовать, как неудовлетворительный.

Каковы же проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста:

1 односложная, состоящая лишь из простых предложений речь

2 бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3 бедная диалогическая речь

4 неспособность построить монолог

5 отсутствие навыков культуры речи

6 плохая дикция.

Что можно сделать дома?

Для создания благотворной почвы для развития речи ребенка родителям необходимо следить за своей речью, поощрять интерес ребенка к чтению, речевым играм, хвалить за красивые высказывания. Постоянно разговаривайте с малышом. Когда вы занимаетесь домашними делами, на прогулке, в транспорте. Просите его рассказать вам что он делал, видел, слышал?

 Речь ребенка можно развивать различными играми и упражнениями

. Расскажи о предмете какой он?

(например,: зайчик(какой?) – белый, пушистый, ушастый, трусливый). Что он может делать? (прыгать, бегать, играть)

. Играйте в слова

- (назови слово, которое начинается с последней буквы предыдущего) Например : солнце- енот-тарелка и т. д.

- («дополни слово». Взрослый называет часть слова ( кош..), и бросает мяч ребенку, тот ловит мяч и дополняет слово (..ка)

- назови слова, противоположные по значению (антонимы):

Большой-маленький

Высокий-низкий

Широкий-узкий

. Можно предложить ребенку пересказать сказку или мультфильм. Спросите у него, что ему понравилось, а что нет?

Игры на развитие фонематического восприятия

«Назови первый звук»: Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Коля, ,арбуз, Соня, котик, зима, осень, утка, улица …).

 «Скажи наоборот»:  Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Игры на развитие грамматического строя речи

Задание №1.              

Дать «ласковые имена: Соня- Сонечка, Ваня- Ванечка, Саша- Сашенька и т.д.                                                                                                            

Задание №2                      

Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок – много: стол- столы, дверь- двери

   Задание №3.

Проведите игру «Есть — нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов:

«У меня есть вкусная конфета. У меня нет вкусной конфеты» и другие                                                                                                                                            

Общие вопросы

3 Заключительная часть:

- Уважаемые родители! Уделяйте внимание развитию речи ребёнка, больше общайтесь с ними, больше играйте. Не сюсюкайтесь, правильно разговаривайте. Читайте ребёнку сказки, потешки, загадки, стихи, разучивайте их.

- Именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей. Надеемся, что наша встреча – залог успеха наших детей.

Литература:

1. С.В. Чиркова «Родительские собрания в дет. саду», 2008г

2 А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребёнок», 2005г

3. Ю. Н. Родионова «Развитие интонационной выразительности речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...

особенности и проблемы речевого развития детей старшего школьного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание«Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...

Памятка "Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данной памятке раскрываются особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста...