Конспект родительского собрания для родителей старшей группы по теме «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Шварц Наталья Владимировна

Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Задачи:

  • Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;
  • Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;
  • Побуждать родителей помогать ребёнку в овладении нормами и правилами родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_starshaya_gruppa.docx388.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3«РАДУГА»

Г. КРАСНЫЙ КУТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект родительского собрания для родителей старшей группы

по теме «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

                                                                               

                                                                                     Провела: воспитатель Шварц Н.В.

Красный Кут 2024 г.

Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. 

Задачи:

  • Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;
  • Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;
  • Побуждать родителей помогать ребёнку в овладении нормами и правилами родного языка

Предварительная работа: 

1.Оформить приглашение на собрание;

2. Раздаточный материал (памятки и буклеты);

3. Распечатать буклеты и памятки;

План проведения:

1. Вступительное слово;

2.Развитие речи в старшем дошкольном возрасте;

3. Игры по развитию речи;

4. Рекомендации для родителей;

5. Подведение итогов;

6. Раздаточный материал памятки и буклеты для родителей

 

                                                         Ход собрания

          Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.  Тема собрания: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Сначала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик). После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!

Дети – это самое дорогое, что есть у нас жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе.

Для начала я бы хотела сказать огромное «спасибо» родителям, которые занимаются со своими детьми дома. Вполне понятно, что не все родители дошкольников в силу разных причин озадачены вопросом подготовки своих ребятишек к поступлению в школу. Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.

        Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи. Давайте вспомним: что такое речь? (вопрос к родителям)

«Речь — это способность говорить, передавать информацию словами или письменно. Это разговор, беседа …»              

        Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основная и первоначальная функция речи – это коммуникативная, т.е. назначение речи – быть средством общения.            

         Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это способствует интеллектуальному развитию ребенка и формированию гармонично развитой личности. 

        До поступления наших детей в школу осталось совсем немного времени. И важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, объяснять, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас.                                   

        В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 5 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребенок вплотную подошел к возрасту, завершающему становление речи.

        Становление речи означает, что ребенок правильно:

-произносит все звуки родного языка;

-владеет значительным словарным запасом;

-освоил основы грамматического строя речи;

-владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.         

Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?                                                                                                                    Речь должна быть:

  1. Грамотной
  2. Понятной
  3. Выразительной
  4. Осмысленной
  5. Богатой

        А что же получается на самом деле. Но в реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – у некоторых большая редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.                              

Вопрос родителям: С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?

Ответ: -Это бедная речь с односложными предложениями, неумение составлять правильные предложения, объединять их в рассказ, не выразительная речь, плохая дикция, нарушенное звукопроизношение, сниженный фонематический слух.

Односложная речь - состоящая из одних простых предложений.                                       Бедная речь - недостаточный словарный запас, в основном бытовой тематики, употребление слов-паразитов, не литературных слов и выражений.                                                   Безграмотная речь - грамматические ошибки при согласовании слов, образовании новых слов.                                                                                                                                              Бессвязная речь - неспособность построить пересказ, рассказ на предложенную тему, описать предмет, картинку.                                                                                                   Невыразительная речь – неумение использовать интонации.                                           Нечеткая речь – неправильное произношение звуков родного языка.                                          Возникает очередной вопрос: «Что же делать?»

Ответ однозначен, заниматься речевым развитием детей не только в детском саду, но и дома.

Развитие речи в детском саду ведётся по следующим направлениям:

• Воспитание звуковой культуры речи.

• Обогащение активного и пассивного словаря.

• Формирование грамматического строя речи.

• Развитие связной речи

                                       А сейчас мы с вам поиграем.

И сейчас мы предлагаем вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. (педагог проводит с родителями упражнение на релаксацию).

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой.

Игра «Подберите эпитеты к словам»

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т.д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)

-ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.)

Игра «Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который   взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч капитану корабля. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало…) и т.д.

                                        Рекомендации для родителей.

В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам. (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)

В третьих. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!

Раздать родителям: памятки «Как читать детям». Буклет « Развиваем речь, играя 5-6 лет»

Итог.  Может у вас возникли вопросы? Или кто-то хочет поделиться семейным опытом речевого развития своего ребенка?

Рефлексия:

 Ну, вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что все то, о чем мы говорили было полезным.

  А теперь мы предлагаем взять по листочку, красному, желтому или зеленому и приклеить его на наше дерево.

Зеленый лист- разговор был полезен.  Я всегда буду играть в речевые игры, чаще читать своему ребёнку.

Желтый лист – Я постараюсь все выполнять.

Красный лист – Ничего нового я не узнал. Как делал раньше, так и буду делать дальше.

 Замечательно на нашем дереве много зеленых листьев, а это значит, что мы принимаем решение: …

Запомните: Детский сад — 1 ступень образования. Меньше пропусков.

Памятка

«Как читать детям».

C:\Users\julij\OneDrive\Рабочий стол\4ff5ca2da72aca127f4795e6279a5fa3.jpg

  • Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать, ребёнку слушать рассказ или сказку.
  • Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
  • Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

  • Показывайте ребёнку

красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

  • Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
  • Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
  • Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.C:\Users\julij\OneDrive\Рабочий стол\1_5cb0d40be830b.jpg

"Подбери словечко"

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. 

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2. Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

   "День рождения Мишутки"

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба …  -  Мишутка ждёт…

Морковь …  -  Мишутка ждёт

Грибы …  -  Мишутка ждёт…

Зерно …  -  Мишутка ждёт…

"Кто кого обгонит?"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

 Человек и машина… (Машина обгонит человека).

"Незнайкины ошибки"

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес

"Мама потерялась"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.

Свинья ищет…(поросёнка).

Собака ищет…(щенка).

Кошка ищет…(котёнка).

Коза ищет…(козлёнка).

Овца ищет…(ягнёнка).

Лисица ищет…(лисёнка).

Зайчиха ищет…(зайчонка).

Волчица ищет…(волчонка).

Ежиха ищет…(ежонка).

Медведица ищет…(медвежонка).

Белка ищет…(бельчонка

"Федорино горе"

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе". Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет.

Вся посуда разбежалась!

У Федоры не осталось

Ни бидона, ни бутылок,

Ни беззубых, грязных…(вилок).

Нет покинутых сироток –

Чёрных, гнутых…(сковородок).

Нет запачканных грязнуль –

Битых, ломанных…(кастрюль).

Не видали близко люди

И осколков грязных…(блюдец),

Убежавших от букашек

Много дней немытых…(чашек),

Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших…(стаканов).

Как Федора ни смотрела,

Не нашла нигде…(тарелок).

Скрылся от Федоры ножик,

Нет больших столовых…(ложек)

Развиваем речь, играя!

для детей 5 -6 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание«Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...

Памятка "Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данной памятке раскрываются особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста...