Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
материал по развитию речи

Родительское собрание

«Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_rech.docx28.24 КБ
Файл anketa_po_rechevomu_razvitiyu.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Родительское собрание

«Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

Панюшкина А.В.

Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Задачи:

  • Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;
  • Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;
  • Побуждать родителей помогать ребёнку в овладении нормами и правилами родного языка
  • Вовлечь родителей в групповую работу по теме

Повестка дня:

  1. Организационная часть. Результаты анкетирования
  2. Теоретическая часть:
  • «Развитие речи  в старшем дошкольном возрасте»
  • «Упражнения для развития речи в домашних условиях»
  • Общие вопросы
  1. Заключительная часть

Ход деятельности

Организационная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. «Развитие речи старших дошкольников»

Теоретическая часть:

Сообщение «Развитие речи  в старшем дошкольном возрасте»

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи. В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно. Общение является непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста. Формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание. Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. В детском саду у детей развивается звуковая культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется.

В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью. Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности. Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это говорит о том, что речевое общение дошкольника расширяется, он начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Речь, в данном случае, показывает сформированость мышления ребенка старшего дошкольного возраста.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи в детском саду ведётся по следующим направлениям:

• Воспитание звуковой культуры речи.

• Обогащение активного и пассивного словаря.

• Формирование грамматического строя речи.

• Развитие связной речи

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: -Составлению творческих рассказов,  - составлению рассказов по картине, по серии картин,  пересказам

Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.    

Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.

Очень любят дети отгадывать и загадывать  загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему».

и конечно же речевые игры по звуковой культуре речи, на формирование грамм. строя речи, обогащению словаря

«Актуальные проблемы, характерные для детей старшего дошкольного возраста»

К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:

  1. Бедный словарный запас;                                                                                                          
  2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие:                                                                                                                

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос), в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня);                                          

Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения  грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков  и их количество в слове.                                                                                                                                                      

  1. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;                                        
  2. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;                                      
  3. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).

Сообщение «Упражнения для развития речи в домашних условиях»

Что можно сделать дома?

В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком.

Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.

Сейчас я представлю вам игры по развитию словарного запаса, грамматического строя, фонематического слуха и фонематического восприятия. Все игры достаточно просты и доступны, играть в них можно в любом месте (дома, на прогулке, по дороге в сад и обратно, в автомобиле и т.п.) и в любой ситуации.

Игры по развитию речи

Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

«Подбор прилагательных»: Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

 «Что бывает?»: Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

 «Подбор объектов к действию»: Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Игры на развитие фонематического восприятия

«Назови первый звук»: Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).

 «Скажи наоборот»:  Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Игры на развитие грамматического строя речи

Задание №1.              

Дать «ласковые имена: Валя-Валечка, Вася, Соня и т.д.                                                                                                            

Задание №2                      

Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один  предмет, а ребёнок – много.                                                  

Огурец — огурцы, Баклажан — … Редька — … Помидор — … Кабачок — … Редиска — … Боб — … Тыква — … Патиссон — …

Задание №3.

Проведите игру «Есть — нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов:

«У меня есть свежая капуста.— У меня нет свежей капусты» и другие                                                                                            

Общие вопросы

3 часть. Заключительная. Рефлексия.

Обмен мнениями. Вопросы родителей к педагогу.

Фотография на память.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Речевое развитие дошкольников»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать оптимальное развитие и воспитание Ваших детей. Надеемся на ваши искренние ответы, так как ваше мнение важно для нас.

  1. Как Вы считаете, какова основная цель речевого развития дошкольников? (можно выбрать несколько вариантов ответов)
  • Научить детей полноценно общаться со взрослыми  и сверстниками;
  • Учить детей слушать литературные произведения разных жанров;
  • Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
  • Развивать мышление, память, внимание, воображение;
  • Речь развивается самостоятельно.
  1. Какую оценку Вы даете уровню развитию речи своего ребенка?
  • ​  Соответствует возрасту;
  • Частично соответствует возрасту;
  • Не соответствует возрасту;
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Каким образом Вы были ознакомлены с программой детского сада в области речевого развития?
  • На сайте ДОУ
  • На родительском собрании
  • В информационной папке в раздевалке группы
  • Свой вариант______________________________________________
  1. По каким признакам Вы отмечаете, что в детском саду ведется работа по развития речи? (можно выбрать несколько вариантов ответов)
  • Ребенок рассказывает новые стихи;
  • Ребенок узнает и рассказывает о новых произведениях и об авторах;
  • Речь ребенка обогащается новыми словами;
  • Обновление книжного уголка в группе;
  • Из бесед с воспитателями;
  • Свой вариант ответа______________________________________
  1. Часто ли  Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес  к речевым играм, чтению книг?
  • Да, часто;
  • Иногда;
  • Не проявляет;
  1. Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес к чтению книги? ____________________________________________________
  2. Какую форму подачи художественной литературы  Вы предпочитаете дома?
  • Чтение книг (печатных изданий) и рассматривание иллюстрации;
  • Чтение электронных книг;
  • Просматривание мультфильмов по телевизору;
  • Прослушивание аудио сказок;
  • Свой вариант ответа _________________________________________
  1. Чем Вы руководствуетесь в выборе книг для чтения ребенку?

__________________________________________________________

  1. Что Вы лично делаете для развития речи Вашего ребенка?

___________________________________________________________

  1. Ваши предложения и пожелания по работе детского сада в данном направлении.

__________________________________________________________

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме ""Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"

Данное собрание проводилось в форме игрового практикума для детей и их родителей....

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...

Памятка "Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данной памятке раскрываются особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста...