Родительское собрание "Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Леушина Елена Леонидовна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:


Родительское собрание

«Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Ход собрания

Педагог. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме развития речи наших детей.

Почему мы решили поговорить с Вами о проблеме речевого развития детей?

Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение с взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности.

До поступления наших детей в школу осталось совсем немного времени. И важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, объяснять, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли нас это сейчас? Если «да», то мы рады, что вас беспокоит эта проблема. Если «нет», очень жаль, поскольку вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание.

Педагог. Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? Давайте подберем подходящие характеристики, я запишу их на доске.

Речь должна быть:

- Грамотной

- Понятной

- Выразительной

- Осмысленной

- Богатой

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

Односложная речь - состоящая из одних простых предложений.

Бедная речь - недостаточный словарный запас, в основном бытовой тематики, употребление слов-паразитов, нелитературных слов и выражений.

Безграмотная речь - грамматические ошибки при согласовании слов, образовании новых слов.

Бессвязная речь - неспособность построить пересказ, рассказ на предложенную тему, описать предмет, картинку.

Невыразительная речь – неумение использовать интонации.

Нечеткая речь – неправильное произношение звуков родного языка. 

 Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была… (зачитываются слова из 1-го столбца, а она часто зачастую бывает (зачитываются слова из 2-го столбца).

Педагог. Возникает очередной вопрос«Что же делать?» Ответ однозначен, заниматься речевым развитием детей не только в детском саду, но и дома.

- Что мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? Работа по развитию речи в старшей группе предусматривает решение следующих задач:

Формирование словаря:

• осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

• обогащать речь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества пред-метов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых;

• упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением;

• помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй речи:

• продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными;

• помогать замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить;

• знакомить с разными способами образования слов;

• упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал);

• учить правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;

• упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

В старшей и подготовительной группах,  особое место занимает развитие фонематического слуха (учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки, определять место звука в слове) и дальнейшее совершенствование связной речи - улучшать диалогическую форму речи, развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

В 5 - 6 лет ребенок знает около 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания.

Большое внимание уделяем рассказыванию:

  • Составлению творческих рассказов
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин
  • Пересказам
  • Разыгрывание сценок, сказок. Разыграйте простую сценку или знакомую сказку с любимыми игрушками малыша. После сценки спроси ребенка, что он видел и что ему понравилось.

Пальчиковые игры Очень эффективны пальчиковые игры для развития умений рассказывать, пересказывать, вести диалог. Также они способствуют улучшению координации движений рук.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Это самые популярные упражнения, которые рекомендуют логопеды, и вы с легкостью можете их освоить. У этих упражнений привлекательные названия. Они настраивают малыша на игровой, а не рабочий лад.

«Вкусное варенье». Пусть малыш представит, что он съел вкусное варенье, и у него испачкалась верхняя губа. Нужно облизать варенье, но не из стороны в сторону, а по всей поверхности губы, сильно вытягивая язык. Облизывать губу надо не кончиком, а широким языком.

8 Звуковое сопровождение действий. Расскажите, что некоторые действия сопровождаются определенными звуками. Например, капает дождь – «кап-кап». Хлопаем в ладоши- «хлоп-хлоп». Стучим в дверь – «тук-тук» … Повторяйте все движения с ребенком, сопровождая их звуками. Потом ребенок научится сам выполнять все выученные движения со звуками.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Воспитатель говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный)..

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

«Скажи ласково»:

  • шапка-шапочка,
  • утка-уточка.
  • «Один-много»
  • утенок- утята,
  • гусенок- гусята,
  • носок- носки.
  • «Горячо – холодно»

Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Например: Горячий – холодный Хороший – плохой Умный – глупый Весёлый – грустный Острый – тупой Гладкий – шероховатый

Что можете делать Вы?

• В первую очередь – разговаривайте с детьми, а, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть спокойной, четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

• Во – вторых, если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, невропатологу).

• Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.

• Заучивать с детьми стихи (тренирует не только выразительность речи, но и память, тренироваться в произношении скороговорок и чистоговорок (улучшает произношение).

• Любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?»«почему?»

И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им.

Задумайтесь, как часто Вы говорите своему ребенку эти фразы:

• Ты самый любимый!

• Ты очень многое можешь!

• Что бы мы без тебя делали!

• Иди ко мне!

• Садись с нами!

• Я помогу тебе.

• Я радуюсь твоим успехам.

• Расскажи мне, что с тобой.

Речь ребенка-это глина: пока она сырая — ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет, по меньшей мере, плачевным..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...

Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание«Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...

Доклад на тему: «Актуальность проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать  о своих чувствах, поделиться мыслям...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...

Консультация для родителей" Проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Материал предназначен для родителей. Рассматриваются  проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Подобраны игры по речевому развитию....