Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики
консультация на тему

Ластухина Надежда Филипповна

Рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_doshkolnika.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио дошкольника

как инструмент комплексной диагностики

Сегодня во многих детских садах создаются портфолио дошкольников. Являясь своеобразной копилкой личных достижений ребенка в различных видах деятельности, портфолио дает возможность педагогам фиксировать неповторимые индивидуальные проявления детей в течение всего времени пребывания их в дошкольном учреждении.

Настоящее время предъявляет предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве? Наконец, какие образовательные методики и технологии следует использовать педагогам в работе? Сегодня многие склоняются к необходимости "запуска" механизмов самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию у них достижения успеха.

Помочь ребенку раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определенный период.

Причем портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

В зарубежной традиции учебное портфолио определяется как «коллекция работ и результатов деятельности учащегося, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения различных областях».

Но как бы там, ни было, портфолио - это показатель творческих успехов. И это главное.  Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что еще не можешь, не знаешь, не умеешь.

Для практического решения этой важной задачи, необходимо шире использовать портфолио дошкольника как собрание достижений, фиксацию успехов в индивидуальном развитии ребенка.

Портфолио - это так называемое «досье успеха», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Философия учебного портфолио заключается в том,  что оно предполагает смещение акцента с того, чего ребенок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. Основной смысл портфолио- показать все, на что способен ребенок.

        А.А. Пинский

Важная цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать eго способность практически применять приобретенные знания и умения.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Одно из главных условий - это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер, Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагогов и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребенок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
  2. Необходимо четко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
  • Для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т.д.).
  • Накопительной, когда информация собирается за определенный период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребенка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т.д.).
  • Тематическое портфолио, составляется исходя из темы. Например, «Мое домашнее животное», «Лето - веселая пора» и т.п.
  1. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  2. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  3. В портфолио дошкольника вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотек, но считаться с мнением ребенка обязательно.
  4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т.п.).

Идея использования портфолио в системе образования с каждым годом получает широкое распространение и в России.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за
последнее десятилетие, влекут за собой и изменения системы оценивания.
При этом «портфель личных достижений ученика» рассматривается как
средство предъявления достижений ребенка для их оценки. Однако в данном случае речь идет о  портфолио  школьника.  Создание же  портфолио
 дошкольника — это новая и пока еще не освоенная технология оценивания, в которой, прежде всего, преодолеваются типичные недостатки традиционной системы оценивания:

  • субъективизм;
  • ограниченность;
  • недооценивание возможностей детей.

При этом большое значение придается самооценке. Портфолио дошкольника может быть  как  формой  эффективного  оценивания  - адекватного представления отдельных творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей, ведь учитываются и результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности:

  • социальной,
  • коммуникативной,
  • познавательной.

Таким  образом,   портфолио  дошкольника  можно   определить   как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей «траектории развития».

Портфолио дошкольника является своеобразной формой диагностической деятельности учреждения. Составляется оно на детей старшего дошкольного возраста.

Портфельчик каждого воспитанника показывает динамику развития ребенка, «картину» того, как он «расцветает», кто ему в этом помогает.

Портфолио можно разделить на несколько видов:

  1. Электрднный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электроном варианте - это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждой группе детского сада есть компьютер.
  2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребенка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Структура портфолио дошкольника может быть представлена тремя основными блоками:

  • «Какой он (ребенок) хороший»;
  • «Какой он умелый»;
  • «Какой он успешный».

В каждом блоке есть разделы учебного портфолио:

  • раздел документов,
  • раздел работ,
  • раздел отзывов (отзывы специалистов).

Блок «Какой ребенок хороший» включает в себя следующие материалы:

  • сочинение родителей о ребенке;
  • размышления воспитателей о ребенке;
  • неформальная беседа "Расскажи о себе";
  • интервью у друзей, других детей;
  • самооценка по тесту "Лесенка";
  • книжка в картинках — "Я", "Я и моя семья", "Я и мои друзья", "Моя мечта", "Детский сад", "Школа" и др.;
  • психолого-педагогическая характеристика ребенка;
  • корзина пожеланий: благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.;
  • благодарственное письмо родителям — за воспитание ребенка;
  • иллюстративные документы — фото-, видеоматериалы.

В   оценивании   участвуют   все   взрослые   (родители,   воспитатели, педагоги).

Блок «Какой ребенок умелый» включает в себя пакет материалов:

  • анкеты для родителей;
  • отзывы воспитателей о ребенке;
  • неформальная беседа с ребенком "Чем ты любишь заниматься?";
  • рассказы детей о ребенке;
  • рассказы педагогов по кружковой работе;
  • оценка участия в акциях (экологических, ознакомительных);
  • оценка участия в проектах (познавательных, исследовательских);
  • характеристика психолога (познавательные интересы);
  • грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность, грамоты за участие в интеллектуальных играх викторинах, конкурсах;
  • иллюстрации "умений" — фото-, видеоматериалы.

Блок «Какой ребенок успешный» включает в себя:

  • отзыв родителей о ребенке;
  • рекомендации воспитателей и специалистов на основе диагностических данных по разным разделам программы;
  • рассказ ребенка о своих успехах;
  • заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат —реальные достижения); они отражены в картах  индивидуального развития;
  • творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты;
  • свидетельства об участии в концертах, выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
  • выводы заведующего,  заместителя заведующего  по методической и воспитательной работе;
  • документы о наличии курса обучения в художественной, музыкальной школах;
  • грамоты за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях;
  • иллюстрации успешности – фото-, видеоматериалы.

Содержательные линии блоков отражают оценку развития у ребенка:

  • личностных качеств;
  • преставлений и умений;
  • творческих возможностей и способностей.

Результаты ребенка в той или иной деятельности (деятельностный подход) оцениваются при этом с целью его дальнейшего индивидуального развития, развитие творческих возможностей и способностей детей осуществляется в детском саду воспитателями и педагогами на занятиях и в повседневной жизни, а также в кружках и студиях Центра дополнительного образования дошкольников.

Общими усилиями решаются следующие задачи: выявление, поддерживание творческого потенциала ребенка, оценивание полученных результатов, реальных достижении. Оценить — значит найти определенные качества, показать не только умения и не столько знания, сколько отношение ребенка к себе, сверстникам, близким людям, деятельности. В конечном итоге успешное будущее ребёнка зависит от его личностных качеств: целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в достижении желаемого результата в жизни, творчестве.

Алгоритм работы над портфолио.

  1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать потфолио.
  2. Определить вид портфолио.
  3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
  4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
  5. Презентация портфолио.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех участников: родителей, педагога, ребенка. Это своеобразный отчет определенного жизненного пути маленького человечка. Работа над созданием портфолио -это продвижение вперед, это стимул к чему-то более важному и значимому.

В конце учебного года, когда детский портфельчик наполняется полностью старшие дошкольники чествуются и награждаются грамотами.

Портфолио выпускников детского сада вручается родителям и учителям для установления преемственных связей в начальной школе.

Литература:

  1. Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики.   //   Справочник   старшего   воспитателя   дошкольного учреждения, 2008, № 1, с. 18-22.
  2. Матросова О.В. Портфолио дошкольника.
  3. Орлова Л. Портфолио школьника.
  4. Голуб Г. Портфолио в системе педагогической диагностики /Г. Голуб //Школьные технологии. - 2005. - № 2-4.
  5. Загвоздкин В. Портфель индивидуальных учебных достижений: нечто
    большее, чем просто альтернативный способ оценки /В. Загвоздкин
    //Педдиагностика. - 2005. - № 1 – С.116.
  6. Калмыкова И. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности /И. Калмыкова //Образование в современной школе. - 2002. - № 5 - C.23.
  7. Лизинский М. Портфолио как учет и портфолио как средство воспитания/ М. Лизинский //Зам. директора по воспитательной работе. - 2005. - № 3. -С.87.
  8. Лобода Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения/ Ю. Лобода //Педдиагностика. - 2005. - № 4. - С.71.
  9. Макарова, Е. Портфолио как он есть/Е. Макарова //Библиотека в школе "ПС" - 2006.- № 6. - С. 12.
  10. Новикова, Т. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта. /Т. Новикова - М.: АПК и ПРО, 2003.
  11. Пейн С. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки Достижений учащихся /С. Пейн //Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 76.
  12. Пономарева Е.    Педагогический   совет   не    тему:    "Портфолио образовательного учреждения" /Е. Пономарева //Методист. – 2006.-№7.-С.26.
  13. Прутченков А. Ролевая игра «Портфолио», или папка личных достижений ученика // Методист.- 2005.-№2.- С.11.
  14. Прутченков А. Типичные ошибки и затруднения при формировании портфолио в практике российской школы.//Методист. - N6. - с.ЗЗ.
  15. Руденко И. Портфолио дошкольника//Обруч. - 2005. - N6.
  16.  Сулейманова 3. Портфолио ученика //Замдиректора по воспитательной работе. - 2005.-N3.-c.84
  17.  Сулейманова 3. Портфолио учителя. //Зам. Директора по воспитательной работe.-2005-N3-C.8
  18. Федотова Е. Зарубежный опыт использования портфолио //Методист. – 2005. - №5.-С.27.
  19. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания.// Практика административной работы в школе. – 2005. - №5.- С.20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»

«Wab –портфолио педагога, как  инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»...

«Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики»

«Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики»...

Статья "Портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО"

В последние годы мы часто говорим о эффективности использования различных педагогических технологий. Технология создания портфолио воспитанников - одна из наиболее распространенных. А ведь ещё десятил...

Консультация для педагогов: "Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики".

  Портфолио дошкольника это инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выст...

Комплексная диагностика личностных проблем дошкольника

Предложенный опосник для родителей поможет выявить агрессивного, тревожного или гиперактивного ребенка...

« Методика комплексной диагностики коммуникативных умений и навыков дошкольников»

laquo; Методика комплексной диагностики коммуникативных умений и навыков дошкольников»...

Технология портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО.

Портфолио позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок  самому ребенку и его семье....