Заниматься ли до школы?
консультация (старшая группа) на тему

Имашева Айгуль Жумабековна

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития, они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заниматься ли до щколы?

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития, они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период.

Однако, изучение речевого развития большого количества дошкольников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий уровень процентности детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятии, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.

Вам,  уважаемые родители, необходимо знать, что одним из важнейших условий для дальнейшего успешного обучения детей грамоте является развитие фонематического слуха. Готовность ребенка к обучению письму и чтению связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Очень полезно проводить с детьми звуковые игры:  

         с какого звука начинаются слова,

         придумать слова на заданный звук,

         сколько звуков в слове (3-4 звука),

        «Цепочки» слов на последний звук- Взр. называет слово, ребенок продолжает, называя слово с последнего звука: мак-кот-ток-кошка и т.д

  • «Измени слово»- взр. называет слово «рак» и предлагает изменить его, заменяя первый звук (мак, бак, так);
  • «Сколько чего?»- взр. просит ребенка осматреть комнату и назвать предметы на определенный звук (К,Г,У....)

         найти картинку с заданным звуком  и т.д.

Упражнения для обогащения словарного запаса и развития связной речи.

  • Учить подбирать определения и эпитеты(Какие бывают собаки: большие, служебные...)
  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Подбирать действия к предметы и наоборот;
  • Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…;
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
  • «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
  • «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
  • «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
  • «А если бы...» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
  • Придумать продолжение сказки;
  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

      Вы должны понимать, что огромное значение в успешном обучении играет преодоление различных отклонений в звуковом строе речи у детей

Почему же так важно, чтобы ребенок научился правильно произносить звуки еще до школы?

    1. Нарушение звукопроизносительной стороны речи могут вызвать трудности психологического характера: ребенок будет стесняться отвечать перед классом, бояться, что его могут не понять, будут над ним смеяться. Он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно. Может появиться замкнутость, неуверенность в себе. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с товарищами, не участвуют в детских выступлениях на праздниках, не проявляют активности в групповых занятиях.

   2.   Ребенок пишет так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок может отразить свое дефектное произношение на письме, что проявится в заменах, пропусках букв.

Поэтому, чтобы избежать многих ошибок на письме, важно еще до школы помочь ребенку в преодолении нарушений устной речи. Занятия с детьми по закреплению поставленных логопедом звуков необходимо систематически проводить и дома. Кроме целенаправленных занятий, нужно следить за речью ребенка в общении с окружающими, спокойно, доброжелательно исправлять, если ребенок ошибся и неверно произнес звук. Своевременное устранение недостатков произношения позволяет предотвратить трудности в овладении детьми на начальных этапах обучения чтением и письмом, а на более поздних – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

         Такая комплексная подготовительная работа (обогащение словарного запаса, развитие связной речи, развитие фонематического слуха, работа над звукопроизношением), поможет ребенку, имеющему речевые нарушения, в овладении им на начальных этапах обучения письмом и чтением и поможет избежать многих ошибок письма логопедического характера. И в этом огромную роль играет ваше, родительское отношение к развитию речи и познавательных процессов будущих первоклассников.

     Родителям необходимо помнить, что проблемных детей необходимо постоянно поддерживать, помогать при ответе, при выполнении домашних заданий, особенно чтении. Полезно прочитать сначала текст самому взрослому, затем можно прочитать вместе с ребёнком, разобрать прочитанное, и только потом дать материал для самостоятельного чтения. Нельзя слишком часто показывать ребёнку своё отрицательное мнение по поводу его действий и ошибок, не ругать его, за то, что он слишком долго подбирает слова для ответа или отвечает неправильно. Иногда, необходимо подвести к ответу, а может быть и проговорить фразу за него, оставив для проговаривания только последние слова. Из-за частых негативных реакций ребёнок начнёт испытывать неуверенность перед родителями, учителями, одноклассниками, бояться читать и писать. Детей-логопатов необходимо хвалить за каждый, даже незначительный, успех или просто за старание. Тогда у них сформируется осознание своей личностной значимости в семье,  школьном коллективе, укрепится уверенность в своих силах. Всё это, естественно, будет способствовать улучшению успеваемости.

И пусть Ваши дети растут здоровыми, веселыми «почемучками», приносящими радость и счастье!!!

Подготовила: учитель-логопед Имашева А.Ж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты для родителей. "Какое место занимает физкультура в вашей семье"

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и други...

Как заниматься с ребёнком дома артикуляционными упражнениями?

Ответ на вопросы родителей: "Как заниматься с ребёнком дома?"...

Рекомендации для родителей "Как заниматься с ребёнком"

Даже применительно к дошкольникам, можно утверждать, что повторение - мать учения, а чтобы повторять не наскучило, у малыша всегда должен быть выбор раз­ных развивающих книг с заданиями.Но вот в...

Анкета для родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье"

                           Анкета для родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье"...

Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! А в одежде повседневной, заниматься даже вредно!

Объявление для родителей о необходимости спортивной формы на физкультурных занятиях...

Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! А в одежде повседневной, заниматься даже вредно!

Спортивная форма на физкультурных  занятиях - это обязательное условие их проведения....