Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования
консультация (подготовительная группа) на тему

Куриленко Ирина Викторовна

Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. Человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста - способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.

Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения малыша в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в дошкольной образовательной организации, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста - обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире с помощью выразительных средств. Эффективным средством ее решения является изобразительное искусство. Знакомство с произведениями искусства способствует обогащению содержательной стороны детских рисунков, помогает детям понять, каким образом может быть отражено собственное отношение к действительности.

Развитие художественного восприятия у ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Наиболее ранние его проявления - это детские высказывания, мимика, жесты, игры и рисунки.

В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т.С.Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусства в воспитательно - образовательный процесс детского сада.

Художественное восприятие - сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором.

Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка.

Если в процессе воспитания ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему. Также ребенок будет иметь пробелы в представлениях о ряде свойств предметов.

Художественное восприятие в дошкольном возрасте активно развивается при знакомстве с произведениями изобразительного искусства. Восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему.

Дети дошкольного возраста по-разному воспринимают произведения живописи, поскольку живопись требует длительного сосредоточения при изучении деталей картины, для того чтобы выделить целостность живописного образа.

Для того чтобы дети усвоили основные компоненты изобразительной грамоты, важно осуществлять комплексный и системный подход к организации данного вида деятельности. Комплексность состоит в том, чтобы методы и приемы ознакомительной работы использовать в комплексе. Системность заключается в том, что ознакомление осуществляется на основе обеспечения преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях с опорой на имеющийся опыт детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования»

Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста — обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире с помощью выразительных средств....

«Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования»

Развитие художественного восприятия у ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Наиболее ранние его проявления — это детские высказывания, мимика, жесты, игры и рисунки....

"Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования"

Эффективным средством обучения умению передавать впечатления об окружающем мире при помощи выразительных средств является изобразительное искусство. В частности, живопись и графика....

Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования

В статье рассматриваются вопросы, связаные с этапами формирования художественного восприятия у дошкольников...

«Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования»

Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста — обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире с помощью выразительных средств. Эффективным средством ее ...

Консультация для родителей «Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования»

Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста — обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире с помощью выразительных средств. Эффективным средством ее ...

Консультация для педагогов «Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования»

Консультация для педагогов «Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования»...