Главные вкладки

    Консультация для родителей "Ходит зайка по саду…" (Русская народная песня в детском саду)
    консультация (младшая группа) по теме

    Консультация для родителей

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hodit_zayka_po_sadu.docx28.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Q:\140066.rus\MEDIA\CAGCAT10\j0229389.wmf

    Консультация для родителей

    Ходит зайка по саду…

    (Русская народная песня в детском саду)

         Трудно сказать, когда у малышей вырабатывается понятие Родина, когда штрихами, черточками возникает еще расплывчатый, неясный облик Отчизны. Но надо несомненно, что среди первых вестников Родины первыми приходят народные песни.

         У каждого народа есть песни, созданные специально для детей. Есть такие и у русского народа.

         Наступил вечер… Пора спать. Несмышлёныш сладко посапывает, а над ним вьется ласковая мелодия:

    Люли, люли, люшеньки,

    Прилетели гуленьки.

    На Володину люленьку,

    Стали Володю утешать,

    Спать укладывать…

         Тихо качается колыбель. Мать, убаюкивая дитя, напевает незамысловатую песенку. И поет ту, которую помнит с рожденья, которую слышала не раз от своей мамы в далекие годы детства.

    …Баю, баю, покачаю

    Дитю маленькую,

    Дитю крошечную.

    Я пойду во торги

    И куплю пояски, -

    Все шелковенькие.

    К люлке прицепите,

    Аннушку усыпите.

    Баю, баю, укачаю.

    Сон да дрема…

         Колыбельная – это огромное богатство русских народных песен. В самых старинных из них мягкость, ласковость родительской любви и заботы сочетается с мечтой вырастить кормильца, труженица.

    Спи, Ванюшка, спи, родной,

    Спи, Ванюшка, спи, усни,

    Не вздымай головы, бай да люлю,

    Буде пора, да разбудем тебя.

    Спи, спи, усни. Будешь большой,

    Будешь рыбку ловить, тетерку ловить,

    Будешь лес рубить, тятьку, мамку кормить.

    Родители знают, что сына в будущем ждет нелегкая жизнь, поэтому и в песню вскрадывается тревога:

    Баю, баюшки, баю,

    Живет мужик на краю:

    Он не беден, не богат, -

    Много у него ребят.

    Все по лавочкам сидят,

    Все соломку едят…

         Да, несладко жилось человеку, если колыбельную вплел он горькие слова о своей бедности, о голодной жизни ребятишек.

         …Старинные народные песни. Их слышим мы сейчас в различных концертных программах, их поют наши дети, их поем мы сами, когда нам грустно, тяжело или весело, поем малышу своему всем те же любимые «Ладушки»:

    Ладушки, ладушки,

    Где были? У бабушки.

    Что ели? Кашку.

    Что пили? Бражку.

    Кашка сладенька,

    Бабушка добренька,

    Кашку поели,

    Бражку попили.

    Шувы полетели.

    На голову сели,

    Сели, посидели,

    Прочь улетели.

         А вот и другая детская, тоже старинная народная:

    Сорока, сорока,

    Где была? Далеко.

    Кашку варила,

    Деток кормила,

    На порог скакала,

    Гостей созывала.

    Гости услыхали,

    Быть обещали.

    Русские народные песни входят в программу музыкального воспитания детей. Среди различных песенок, прибауток мы находим такие, как «Лиса», «Барашеньки»,«Петушок», «Солнышко».

    Солнышко, ведрышко,

    Выгляни в окошечко,

    Где твои детки?

    Где малолетки?

    Сидят на поветке,

    В соломенной клетке…

    Лепешки валяют,

    Тебя поджидают.

         Эти маленькие песенки в программе не случайны. В них есть качества, необходимые для развития первых музыкальных навыков. Слушая несложных напев, состоящий из двух-трех звуков, подчиняясь ровному ритму с ярко выраженной и акцентированной сильной долей такта, дети привыкают к мерному течению песни, к усилению звучания на акцентируемых слогах, и начальные навыки реакции на характер музыкальных впечатлений достигаются естественно и просто. Это – с одной стороны. С другой – они приобщают ребят к русской культуре, к народному искусству. А это уже первые ростки ощущения Родины.

         Первые две группы раннего возраста – еще пассивные исполнители. Малыши, оживляясь при первых звуках уже знакомых песенок, радостно слушают их в исполнении воспитателя и гулением вносят свою лепту в музыкальных процесс. Однако несложные песенки «Ах ты, береза», «Петушок», «Ладушки», «Из-под дуба», «Дай ладошечку», как и плясовые, воспитывают чувство ритма, звуковысотную реакцию, эмоциональные факторы и первые эстетические критерии. Поэтому, работая над программой занятий для первых двух групп раннего возраста, не надо забывать об их художественно-полноценных качествах.

         В первой младшей группе исполнительские и художественные задачи русских народных песен расширяются. В репертуар музыкальных занятий входят «Ах вы, сени», «Дождик», «Зайка».

    Ходит зайка по саду, по саду,

    Щиплет траву лебеду, лебеду;

    Он и в рот-то не берет, не берет,

    Своим деткам он несет, он несет.

         Песенка «Зайка». Мелодия ее напевная, хотя и укладывается в музыкальную фразу, состоящую всего из трех нот: соль, соль, соль, ля, си*, ля, соль, си*, ля, соль. Мелодическая кульминация, исполняемая более длинной по звучанию нотой си, совпадает с кульминацией смысловой и поэтической.

         Во второй младшей группе тоже поют про зайчика. Но это другая песенка, называется она «Зайчик ты, зайчик». Песня расширяет детское представление о животных, об окружающем мире.

    Зайчик ты, зайчик, коротеньки ножки,

    На этих на ножках сафьянны сапожки.

    Куда мне бежати – медведя женити.

    Медведь-то мне дядя, лиица – сестрица,

    Кузнечик был сватом, комар провожатым.

    Дрозд на рябине, сова на болоте

    Мох таскает, дом конопатит.

    Журавль долгоногий бежал по дороге,

    На мельницу ездил, диковинку видел:

    Коза муку мелет, козел насыпает,

    Козлятки маленьки муку выгребают,

    А барашки-круторожки в дудочку играют,

    А сороки-белобоки пошли танцевати,

    А вороны-стережены пошли примечати,

    Сова ножкой топ, топ! Глазищами хлоп, хлоп!

         Мелодия носит характер прибауточной попевки и состоит всего из трех нот: до*, соль, соль, ля*, соль. Здесь главный акцент падает на первый слог, на самую высркую ноту до второй октавы. Но в исполнении «Зайчик ты, зайчик» начинают и с более низкого звука, например со звука ля.

         Эту одноголосную мелодию ребята могут спеть и без музыкального инструмента. (В практике русские народные песни поются без сопровождения.)

    Петушок, петушок, золотой гребешок,

    Маслена головушка, шелкова бородушка.

    Что ты рано встаешь, громко песни поешь,

    Ване спать не даешь?

    Так звучит наиболее распространенный вариант текста «Петушка». Но в сборнике дошкольных песен «Новые гусельки», изданном в Москве в 1928 году, есть продолжение.

    Петушок нам в ответ: «Мне до вас дела нет,

    Солнце красное встает, день заботы настает!

    На заборе сижу, кур, цыпляток бужу,

    Голосиста пою!»

         Мелодия этой песенки, тоже состоит из трех звуков: ля, ля, соль, ля, ля, ми, ребятам знакома по первым двум группам раннего возраста. Повторная встреча, на наш взгляд, оправдана. И вот почему: знакомая мелодия воспринимается быстрее и лучше, рождает положительный импульс настроения, поется с большим воодушевлением. Да и не только поется, но и всячески обыгрывается. Кстати, это особенность многих русских народных песен. Ведь в народе часто говорят не «петь песню», а «играть песню», подразумевая под этим различные элементы хореографической и драматической игры, вытекающей из содержания.

         Знакомясь с программой музыкального воспитания в детском саду, отмечаешь, что построена она на принципах преемственности: пройденное в младших группах составляет основу музыкального репертуара старших. И это весьма разумно. Нельзя отказываться от уже усвоенного материала. А новый должен прочно опираться на фундамент прежних знаний. Только в таком случае естествен музыкальный и творческий рост малышей. И прежде чем включить в репертуар новое, лучше повторить кое-что из старого, сходного по мелодике, ритму и образу.

         Жанровое разнообразие детских народных песен ограничивается колыбельными, прибаутками, обрядовыми, так называемыми календарно-обрядовыми песнями, плясовыми, хороводными и шуточными. Так, в средней группе поют закличку «Дождик, дождик, пуще».

    Дождик, дождик, пуще,

    Дадим тебе гущи,

    Дадим тебе ложку,

    Хлебай понемножку!

         Эта детская закличка известна с давних пор, еще с тех, когда жизнь крестьянина во многом зависела от урожая. В жаркое, сухое лето, когда изнывали от жажды поля, люди совершали обряд заклинания. И участие детей, молодых девушек было обязательным. Нарядные, праздничные, выходили за околицу и, подбрасывая вверх выпеченные из теста фигурки птиц, пели коротенькие песни-заклички:

    Ой, кулики, жаворонушки,

    Прилетайте к нам в одонушки.

    Летел кулик из-за моря,

    Принес кулик девять замков.

    «Кулик, кулик, замыкай зиму,

    Отпирай весну, тепло летичко».

         На какие же мелодии пелись эти заклички?

        «Дождик, дождик, пуще» исполнялась на попевку из звуков: ля, ля, соль, соль, ля, ми*, а песня «Ой, кулики, жаворонушки» на мелодию ля, си, ля, соль, си, си, си, ля, соль. В последней движение идет в метре 6/8 с акцентом на второй доле. Но можно петь ее в медленном темпе, и на ¾. Тогда акцентируемый слог будет приходиться на первую долю.

         По мелодии эти песенки-заклички очень близки прибауткам. Как в прибаутках, главное значение в них придается словам, тексту.

         Программам музыкального воспитания рекомендует для исполнения в подготовительной группе и шуточные песни. Поют такие песни ребята охотно, так как юмор, заложенный в сюжетной канве, им уже понятен.

    Патоку с имбирем варил дядя Симеон,

    Тетка Арина кушала, хвалила,

    А дедушка Елизар все пальчики облизал…

         Шуточная песня «Патока с имбирем» исполняется на простую мелодию, с акцентом на первое слоге: ля* – ля, ля – ля, фа, соль* - соль – фа – ля, ля, ля, фа, соль.

         Что развивает это песня? Дикцию. Артикуляцию. Четко произнося текст, ребенок незаметно для себя учится выговаривать трудные звукосочетания, сохранять паузы, необходимые между словами, отрабатывает ритм речи.

         В той же подготовительной группе ребята знакомятся с одной из красивейших хороводных песен «Во поле береза стояла». (Заметим, что в очень давние времена хороводные шествия входили в обряды, посвященные солнцу, - отсюда и круговое движение.) Здесь важно донести до ребят плавность исполнения, ровное течение хоровода, мелодическую красочность, лирическое обаяние. Ведь каждая нота этого произведения, словно нанизанные на одну основу бусы. Их нельзя разорвать, не разрушив всю цепь. Кстати, песня «Во поле береза стояла» так лирична, таит в себе столько национального своеобразия, что П. И. Чайковский использовал ее мелодию в финале Четвертой симфонии.

         Да, вот какой неиссякаемый родник прекрасных мелодий, ритмов, жанров, вот какой источник – живительный и могучий – несет нашим детям русская народная песня.  

         

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русская народная песня в детском саду

    Материал о значении использования русского народного песенного творчества в работе с детьми...

    Русские народные песни в детском саду

    Консультация по теме (подготовительная группа)...

    Консультация для родителей «Знакомство родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, используемыми в детском саду»

    Цель данной консультации - познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями, которые используются в детском саду при работе с детьми....

    Консультация для родителей инструктора в бассейне Занятия по плаванию в бассейне детского сада. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует

    Консультация для родителей инструктора в бассейнеЗанятия по плаванию в бассейне детского сада. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту к...

    Консультация для родителей "20 советов для родителей по адаптации детей к детскому саду".

    В консультации предложение к родителям как пройти адаптацию в условиях дошкольного учреждения , приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе....

    Консультация "Народная песня в детском саду"

    Консультация для воспитателей и родителей....

    Консультация "Народная песня в детском саду"

    Консультация "Народная песня в детском саду"...