Детский сад для ребенка – это новая обстановка и приспосабливание к небывалым еще окружающим условиям. Новые помещения, новые лица, новые отношения, все это по любому вызывает стресс и вынуждает малыша приноравливаться, затрачивая массу психической, а подчас и физической энергии. Поэтому, на первых парах так необходима адаптация ребенка к детскому саду. Адаптация – это привыкание к новой обстановке. Когда ребенок впервые попадает в стены детского сада, он не знает, как реагировать на все вокруг, и постоянно находится в нервно-психическом напряжении, легком стрессе – особенно первые 1 – 3 недели. Иногда так случается, что радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка вместо радости общения, навыках и игре идет полное отстранение и замкнутость. Родители сразу задаются вопросом: может он заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура. Он со скандалом идет в детский сад и малыш почти неузнаваем, словно его «изменили». «Изменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребенка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится сам собой, в случае легкой адаптации. Если адаптация проходит очень тяжело малыш может потерять в весе или без причинно поднимается температура. Стресс, который наступает, разрушает барьер малыша, «изменяет» важнейшие физиологические реакций, которые нужны для состояния здоровья, и таким образом малыш начинает болеть. От малейшей смены обстановки в группе, от смены погоды на улице, ребенок тут же начинает болеть. Если адаптация легкая, это не вносит серьезных изменений в жизнь ребенка и его родителей. Она характеризуется привыканием к новой обстановке - около месяца, а поведение ребенка, его привыкание к окружающей среде кратковременны и незначительны, поэтому малыш чаще всего не болеет. Существует ещё промежуточный вариант адаптации - это период разных изменений в детском организме, который характеризуется временем адаптации – чуть больше месяца, когда возможны заболевания без осложнений. Почему появляется стресс у ребенка в данной ситуации? Это не связанно с отрывом от взрослых (мама, папа, бабушка, дедушка и т. д.) ребенка, для того чтобы находиться в детском саду, в новой обстановке, ребенку требуется вести себя не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад. • Как можно чаще и больше разговаривайте с малышом про детский сад. • Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад. • Не говорите плохо о детях, воспитателях и о детском саде при малыше, даже если он Вас не слушает, подсознательно Ваш разговор откладывается у него в голове. • Почаще оставляйте ребенка с папой, бабушкой, возможно с няней, чтобы разлука с Вами не вызывала сильного стресса. Объясняя это тем, что он уже большой. • Говорите, как можно чаще, и показывайте малышу как Вы его любите. • Научите малыша навыкам самообслуживания (давайте ему как можно больше самостоятельности, помогайте ему, но не делайте за него, таким образом ему будет легче в детском саду. • Постройте режим дня так, чтобы он (приблизительно) соответствовал режиму дня в детском саду. • Ни в коем случае не пугайте ребенка детским садом, это может привести к сильнейшему стрессу. • Постарайтесь не переживать и не нервничать в первый день посещения ребенком детского сада, так как малыш очень остро чувствует ваше настроение и будет сильно переживать. • Подбадривайте малыша, говорите ему, что он стал таким большим, что уже может ходить в детский сад. • Помните, не следует оставлять ребёнка в детском саду сразу же на целый день. Процесс адаптации должен проходить постепенно. Даже если до этого он посещал частный детский сад, ведь это новое помещение, коллектив, люди, обстановка. В первые дни оставляйте малыша на 2-3 часа, далее постепенно увеличивайте пребывание в детском саду на каждые 2-3 часа. Так постепенно ребёнок вольется в новую атмосферу детского сада. • Не перегружайте малыша, постарайтесь ограничить посещение массовых мероприятий, гостей и т. д. • Не одевайте малыша в группу в тесную и неудобную одежду, помните, что он должен самостоятельно пытаться все это снять сам, при неудачных попытках у него появляется стресс, красивая одежда не значит удобная. Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду. Поиграйте со своими детишками в такие игры: «Детский сад» Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий: «Дети собираются на прогулку». «Дети обедают». «Дети приходят в детский сад». «Дети готовятся к дневному сну». «Дети на прогулке». Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо. «Сочиняем сказку» Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой». «Хорошо-плохо» Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши, при отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй». Варианты вопросов: играть с игрушками в детском саду; плакать утром; дружить с другими детками; стесняться попроситься в туалет; самостоятельно кушать суп; мешать деткам спать во время дневного сна; делать утром зарядку и т.д.
|