Консультация для родителей: "Сенсорное воспитание и умственное развитие ребенка".
консультация (младшая группа) на тему

Тришина Елена Вячеславовна

С помощью этой консультации родители узнают в какие игры играть с ребенком дома для сенсорного воспитания и умственного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

"Сенсорное воспитание и умственное развитие ребенка".

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о  внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Обучающее воздействие необходимо как в детских учреждениях, так и в семье. Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов ( умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх.

Народная мудрость создала игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму. решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. В играх младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал "мишку" ; доставать предметы из "чудесного мешочка" и т.д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.

Многие дети путают названия цветов. Красный цвет называют синим и наоборот. Порой родители приходят в отчаяние: "Быть может малыш плохо видит?", " А не дальтоник ли он?" Но не стоит думать , что ребенок отстает в развитии или у него слабое здоровье. представьте , что названия цветов произносят на иностранном языке. Быстро ли мы, взрослые, сможем выучить их? Вот так и дети сразу не могут запомнить эти "абстрактные" слова . А что, если запастись терпением и начать заниматься с малышом развивающими играми, способствующими не только выучить названия цветов, но и развить воображение?

Разложите на полу листы цветной бумаги. Это ковры- самолеты, теперь разложите геометрические фигуры. Вырежьте из бумаги того же цвета, что и ковры самолеты, несколько геометрических фигур. Если малыш не понимает, что это такое и зачем, нарисуйте на фигурах забавные рожицы и обьясните, что это веселые человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал( для начала используйте не больше трех). Попросите малыша посадить на один из ковров-самолетов, например, зеленый, фигуры такого же цвета, при этом он должен назвать их имена.

Пора убирать фигуры в коробку, но при этом можно немного поиграть. Предложите ребенку собрать в коробку все красные фигуры( по цвету), все треугольники по (форме), все маленькие фигуры (по размеру). Если ваш малыш легко с этим справляется, попросите его собрать только красные треугольники или только маленькие зеленые круги. Комбинируйте названия фигур, цветов и размеров.

Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта ( признаки), а так же на соединение их в единое целое можно давать с первых же шагов математического развития ребенка. Приведем, например , несколько таких заданий:

1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "Возьми красный мячик", "Возьми красный , но не мячик","Возьми мячик, но не красный".

2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "Выбери все мячики", "выбери круглые, но не мячики".

3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "Выбери маленький синий мячик", "Выбери большой красный мячик". Это задание предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребенку рассматривать один и тот же предмет с различных точек зрения: большой или маленький, красный или желтый, круглый или квадратный и т. д.

Вот еще одно задание: раскрыть матрешку, вынуть одну за другой, внимательно рассмотреть их. Затем поставить матрешек в ряд, по росту, после чего предложить детям собрать матрешек в одну.

Воспитатель направляет игровое действие "сбор матрешек" на выполнение задачи: закрепить понятие "Больше - меньше - самая маленькая.

20180913_094019.jpg20180913_093334.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка»

Консультация для родителей  «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка»...

Консультация для родителей " «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе...