Что почитать ребенку в зависимости от возраста.
консультация на тему

Полякова Екатерина Владимировна

Рекомендации по подбору литературы, в заваисимости от возраста ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_pochitat_rebenku_v_zavisimosti_ot_vozrasta.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

Консультация для родителей

Что почитать ребенку в зависимости от возраста

Учитель-логопед:

Полякова Е.В.

Логопед советует

Второй год жизни

На втором году происходит встреча малыша со своей первой книжкой. Сделайте так, чтобы это событие было ярким и запоминающимся, чтобы книжка стала любимой и желанной игрушкой малыша. 

Первые книжки и должны быть книжками-игрушками, с крупными красочными картинками: минимум текста, только подписи к картинкам. Смотрите с малышом картинки, читайте подписи к ним.

Первыми книжками для чтения должны стать народные потешки. В текстах потешек много слов, приближенных к детской речи: «киса», «зайка», «петя» (петушок), что облегчает понимание текста ребёнком. Большинство потешек построены в форме диалогов, этим они близки к разговорной речи, более лёгкой для восприятия. Потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание.

Ещё одно важное качество потешек – наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Стихи с такой рифмовкой легче запоминаются и, таким образом, легче закрепляются конкретные грамматические формы, на которые падает ударение. Словом, потешки – это готовые образцы речи, доступные детям и помогающие развитию речи.

Третий год жизни

В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожей на игрушку: объёмная (книга – панорама) раскладушка, большого формата, с крупными красочными картинками. Привлечь ребёнка к книжке, привить любовь к слушанию – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем, или он так и проживёт без книг, без их мудрости.

Важно, что читать малышу: обязательно народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут показаться скучными, а ребёнку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы).

Как раз по возрасту стихотворные сказки К.И.Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Муха – цокотуха», «Тараканище», «Телефон». Нравятся детям стихи С.Я. Маршака: «Дама сдавала в багаж», «Вот какой рассеянный», переводы английских народных песенок. Кто-то уже будет готов слушать стихи о природе русских поэтов – классиков. Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов; ударные рифмы помогают усвоить те или иные грамматические формы, не говоря уже о той огромной роли высокохудожественных текстов, которую они играют в формировании вкуса и чувства слова у будущих читателей.

Четвёртый год жизни 

К четырём годам ребёнок уже способен пересказать знакомую сказку, конечно, в том случае, если ему с раннего детства систематически рассказывали или читали сказки, рассказы, стихи, учили следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно попробовать так называемый совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребёнка произносить отдельные слова и предложения.

Какие сказки доступны в четырёхлетнем возрасте для драматизации? Это: «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Три поросёнка», «Заяц – хвастак», «Теремок», «Лиса и заяц», «Репка», «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Волк и козлята», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой».

Родителям нужно понять одно очень важное правило при выборе книг для чтения: своевременность той или иной сказки. Плохо не только слишком рано знакомить ребёнка со сказкой (когда он ещё её не понимает), но и слишком поздно (когда она ему уже не интересна). Важно соблюдать постепенность в чтении. Волшебные сказки со сложным фантастическим сюжетом ещё не доступны четырёхлетнему ребёнку, а «Курочка Ряба», «Колобок» лучше прочесть двухлетнему. Каждой сказке – свой возраст. Это же правило касается и зарубежных сказок, но предпочтение стоит отдавать своим, как более понятным. Впрочем, сказки о животных других стран так же понятны малышу, как и русские народные.

Пятый-седьмой годы жизни

Возросшим познавательным потребностям детей должен соответствовать и круг чтения: кроме сказок, которые усложняются (появляются волшебные сказки, сказки А.С.Пушкина, В.А.Жуковского), детям читают рассказы К.Д.Ушинского, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, книги познавательной направленности Н.Сладкова, В.Бианки, Ю.Дмитриева и других писателей.

 К стихам и сказкам К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто добавляются стихотворные произведения В. Маяковского, Б. Заходера. В 5 лет дети в состоянии воспринимать прекрасные стихи о природе А.С. Пушкина, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева.

Можно пробовать читать тексты большого объёма, которые не прочтёшь за один раз. Чтение с продолжением очень полезно, возможно, оно перерастёт в традицию семейного чтения по вечерам. Чтобы приучить ребёнка к слушанию книг, не надо развивать у него пагубной привычки бесконтрольно смотреть телевизионные передачи. Телевизор нужно смотреть как можно реже, а лучше детям до 5 лет его не смотреть совсем.