Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека. Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков»
материал на тему

Мустафина Фирюза Шагидулловна
  • создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx733.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Мастер-класс для родителей

«Домашняя игротека.  

Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков»

Подготовила:

учитель-логопед

Мустафина Фирюза Шагидулловна

2016г.

Цель:

  • создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.

Задачи:

  • расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-родитель-логопед;
  • актуализировать знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;
  • познакомить участников мастер-класса  с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;
  • упражнять в применении приемов автоматизации звуков;
  • научить изготовлять звуковые  дорожки, заготовки для игр.

Участники мастер-класса:   учитель-логопед, родители (законные представители) воспитанников, посещающих логопедическую группу.

Вступительное слово.

Уважаемые родители!     Когда позади остался трудный этап постановки звука, когда почувствовали вкус  первых побед, на очереди – этап  автоматизации этих звуков сначала в слогах, затем  в словах и в речи.  Успех этой  работы зависит от активной позиции родителей, от правильно организованной  совместной деятельности логопеда , воспитателей и родителей.   Нередко можно слышать  жалобы  на то, что дети все неохотнее занимаются дома.  Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело.

     Как сделать  работу  по автоматизации звуков интересной, разнообразной  и в то же время продуктивной для ребенка?    Как  увлечь , удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал?

В настоящее время существует большое количество пособий и игр для автоматизации звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий.  Но их применение в домашних условиях вызывает большое затруднение у родителей по нескольким причинам:

•        во-первых, не каждый родитель может позволить купить себе нужное пособие;

•        во-вторых, купленная игра очень часто убирается в дальний угол по причине некомпетентности родителей в применении подобных игр;

•        в-третьих, ребенка нужно заинтересовать, если нет интереса ребенка, родители считают, что просто «выбросили деньги на ветер».

Выход из данной ситуации  прост – изготовление пособий, игр, тренажеров своими рукам. Кроме того, что самодельные средства доступны и понятны в применении, они еще и вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изделиями. Поэтому я предлагаю  вам  принять участие в мастер-классе, целью которого является обучение  изготовлению игр, игровых пособий и тренажеров  для автоматизации поставленных звуков  в слогах и словах с помощью подручных средств в сочетании  с  ИКТ. Эти игры . как правило, многофункциональны и решают  и другие задачи по обогащению и активизации словаря, формированию грамматических категорий.

Вы сможете на практике поупражняться  в проведении  этих игр  .

   - Прежде, чем начать наш мастер-класс, ответьте мне на вопрос: «Что является главным видом деятельности дошкольника?»

Обобщаем  ответы родителей:

- В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра.

Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики и т.д. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры и дид. упражнения, которые помогут вам дома проводить занятия с детьми.

Игровые методы   позволяют решить сразу несколько задач:

• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

• повысить познавательную активность и работоспособность детей;

• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

• увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев, поэтому в своей работе я применяю игры, упражнения, дидактические пособия, которые позволяют автоматизировать звук с участием  пальцев рук, с  развитием мелкой моторики.

Практическая часть

- Для вашего внимания я подготовила небольшую выставку некоторых  настольных игр и  пособий, которые в игровой форме позволяют не только  автоматизировать звук, но и  развивать мелкую моторику. Мы  поупражняемся вместе с вами в применении игровых приемов, выполним заготовки некоторых пособий,  которые вы закончите дома с помощью ИКТ, надеюсь, что все вы активные интернет –пользователи.

1. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей рекомендую  использовать :

     •    Упражнения “Игра на пианино”.  «Клавиатуру» пианино  можно начертить на картоне,  на потолочной плитке и т.п.  Ребенок,  имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО           РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ                                          РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

  • Тренажер  «Дорожка с   кнопочками». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» ( пуговичку,кружок, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов. Сделать это пособие можно легко из подручного материала – старых поясков, ремешков, галстуков. Достаточно  отрезать нужную длину (40 – 50 см) нашить пуговицы или наклеить предметы- 5-10.
  • Шнурочки  , на которые нанизываются  крупные бусины, крышечки  или просто завязываются узелки   во время произношения.
  • Ленточки, тесемочки – ребенок наматывает на пальчик , при этом проговаривает слоги.

Изготовление родителями любого варианта,   обыгрывание.

C:\Users\User\Desktop\DSCN0856.JPGC:\Users\User\Desktop\DSCN0864.JPG

C:\Users\User\Desktop\DSCN0861.JPG

2. Игры для автоматизации звуков в словах. Цель этих игр – выделение слов на заданный

звук, произношение слов в сочетании с действиями   мелкой моторики рук.

       • “Веер”, на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях.  Закрепление  пространственных  положений – рядом, слева, справа, м

C:\Users\User\Desktop\DSCN0872.JPG

  • «Собери бусы». Для этой игры нужны картинки круглой формы с двумя отверстиями. Ребенок продевает шнурок в эти отверстия, нанизывая выбранную картинку, при этом четко проговаривая слово. Можно отрабатывать и дифференциацию звуков, нанизывая бусы на 2 шнурка.
  • «Солнышко». Для прикрепления картинок на лучики солнышка понадобятся

прищепки. Выбрав картинку, ребенок прикрепляет ее к сектору солнышка, четко проговаривая слово. Можно отрабатывать и дифференциацию звуков, используя

2-3 «Солнышка»

C:\Users\User\Desktop\DSCN0847.JPG

  • «Собери ромашку». Для прикрепления картинок  на лепестки ромашки понадобятся крупные объемные канцелярские скрепки.  Можно наряду с автоматизацией отрабатывать дифференциацию звуков по мягкости- твердости.

C:\Users\User\Desktop\DSCN0840.JPG

  • Игры- бродилки. Ребенок проводит пальчиком по извилистому маршруту в соответствии с правилами игры,  при этом четко называя картинки.
  •  «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора. Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук.  Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и  устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
  • «Звуковое лото». Понадобится карточки, разделенные на 6-9 квадратов-игровое поле. На каждой карточке буквой обозначен звук, на который участник выбирает картинки и кладет в пустые квадраты, заполняя игровое поле. Картинки выбираются на слух, их достает и называет ведущий.

Сегодня мы  выполни заготовки для игр «Солнышко»  и «Ромашка».

Для этого понадобятся: картон, бумага- самоклейка, шаблоны лепестков, секторов, циркуль, линейка, ножницы.

Картинки для игры вы сделаете дома, т.к. понабится интернет-ресурс,. Сначала вы подбираете картинки на нужный звук, желательно, чтобы он был в начале, затем нужно  распечатать на цветном принтере и заламинировать. Они будут эстетичны и практичны в использовании.

Я надеюсь, что эти рекомендации были полезны и предлагаю вам  активно включиться в работу по их изготовлению, чтобы потом оптимизировать сложный процесс  автоматизации звуков и  коррекции звукопроизношения.

Итоги работы.

В течение месяца родители изготавливали игры, затем провели  презентацию своих игр, обменялись опытом, обыграли их с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков. Домашняя игротека.»

   Как сделать  работу  по автоматизации звуков интересной, разнообразной  и в то же время продуктивной для ребенка?    Как  увлечь , удивить его, в...

Мастер-класс «Обучение нетрадиционным игровым приемам работы со сказкой».

Данный мастер- класс можно провести с родителями, познакомив их с приёмами работы со сказкой....

Мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений: «Нетрадиционные приемы , направленные на развитие музыкальных способностей в работе с дошкольниками».

Мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений:«Нетрадиционные приемы , направленные на развитие музыкальных способностей в работе с дошкольниками»....

Мастер – класс «Полёт в город Здоровьесбережения и нетрадиционного игрового оборудования»

Данный мастер - класс для воспитателей является обобщением  опыта работы по самообразованию по теме "Использование нетрадиционного игрового оборудования для детей по сохранению и укреплению ...

Мастер-класс «Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников с детьми в индивидуальной работе»

Ссылка на  Презентацию моего опыта работы с детьми ТНР.Представлены игры и пособия которые используются в работе учителя-логопеда.Цель: помочь детям с речевыми нарушениями овладеть самостоятельно...

Мастер-класс «Обучение нетрадиционным игровым приемам работы со сказкой».

Цель: познакомить родителей с нетрадиционными  приемами  работы со сказкойЗадачи:- Развивать у  родителей  умение с помощью схем, рисованного сюжета, сочинять сказку из жизненной и...