«Семейные традиции основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».
консультация (младшая группа) на тему

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)

Введение

Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья, как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, т. к. именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества.

 В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Испокон веков  воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Так как одна из годовых задач нашего детского сада :

Формировать основы духовно - нравственных качеств детей дошкольного возраста , через приобщение детей к истокам и культуре родного края в условиях реализации ФГОС ДО. Мы стараемся ориентировать семью с  православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада.

 

Семья — это дом, мир, где царят любовь, преданность. Это одна на всех радость и печаль. Это привычки и традиции. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, духовно-нравственной, эстетической личности, через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.

Как вы понимаете значение слова семейные традиции?

 Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Одной из важных традиций являются семейные праздники.

Семейные праздники - это вехи в истории семьи, ее маленькие обряды и ритуалы, сохраняющее тепло семейного очага. Включение ребёнка в процесс семейныхпраздников и досугов будет способствовать обогащению его внутреннего духовного и культурного мира, развитию художественно-эстетической и личностной культуры. Учитывая особое значение семейных праздников как основы зарождения семейных традиций, необходимо заботиться о том, чтобы каждый член семьи (взрослые и дети)испытывал чувство удовольствия и удовлетворения от них.

 Семейные истории. Наша память хранит множество историй: грустных, радостных, мудрых, забавных, героями которых были вы сами и члены вашей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Творческие посиделки с бабушкой. В процессе общения и совместного художественного творчества (вязание, вышивка, плетение и т. д.) ребёнок знакомится с национальными традициями; осваивает общекультурные способы создания и украшения конкретных предметов быта; приобщается к ручному художественному труду.

Экскурсия выходного дня (в музей, на выставку, в театр, в музыкальный салон). Такие экскурсии для ребёнка всегда праздник. Посещение массовых мероприятий таких, как Пасха ,Сагааалган, Масленица способствует целенаправленному приобщению ребёнка к миру культуры и прекрасному, накоплению эстетических и художественных впечатлений а так же духовно- нравственному воспитанию.

Очень хорошей традицией является ведение летописи, древо своей семьи, её предков, которую можно оформлять в фотографиях.

 Обсуждение планов на ближайшие дни, выходные, каникулы, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности.

Дети обязательно должны тоже принимать участие в обсуждениях, высказывать свое мнение. В этом случае дети чувствуют искренний интерес к себе.

 Традиция читать на ночь книги и обсуждать прочитанное формирует мировоззрение ребенка, помогает понять причины поступков людей. Дети вместе с взрослыми размышляют о добре и зле, что развивает способность сопереживать, понимать причины, того или иного поступка.

Таким образом, роль семейных традиций очень важна и позволяет:

- гордиться детям своей семьей;

- дают возможность проявления положительных эмоций;

- обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их;

- сохраняется и укрепляется связь между поколениями;

- играют огромную роль в системном, планомерном и обдуманном воспитании детей.

В связи с этим одной из задач современной системы образования является приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладовая  мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память, уважительно относиться к своим древним корням, чтить и уважать память предков, систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

ФГОС ДО   дошкольного образования четко регламентирует требования дифференцированного подхода к семьям воспитаников, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительскую заинтересованность, так как у родителей появился интерес к данной проблеме, возникла необходимость поддержать этот интерес. Поиск новых форм работы, в которых благодаря участию в жизни детского сада, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и  педагогами. Развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. О планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы ,многообразии стран и народов мира.  В  структуре  программы «От рождения до школы» Н.Е Вераксы  образовательной области «Познавательное  развитие» выделен под раздел социокультурным ценностям .

В младшем  возрасте  знакомство с  народной игрушкой, одежда, посуда .

 В среднем возрасте формировать элементарные представления об изменение видов человеческого труда и быта на примере  истории игрушки и предметов обихода .

 В старшем возрасте  формируем элементарные представления об истории человечества через знакомство произведение искусства  ( живопись, скульптуры, мифы, легенды народов мира )  реконструкцию образа жизни разных времен ( одежда , утварь, традиции).

Подготовительном возрасте то же самое и добавляется что Земля наш общий дом , на земле много разных стран; о том как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи традиции.

Во всех группах использовать национально- региональный компонент  родного края ,знакомство с бытом, обычаи , традициями.

 

 Таким образом,  у педагогов возникает  необходимость в поиске новых нетрадиционных и  традиционных  форм работы, по духовно-нравственному воспитанию с родителями.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ:

Акции эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия.

 Акция «Мамина колыбельная», где родители вместе с детьми записывали свои колыбельные песенки и в итоге акции пополняется копилка  музыкальных альбов, включающий колыбельные песни на родном национальном языке проживающие на территории родного края  (русские, армянские, и др.)

Акция «Солнце семейных традиций», где родители вместе с детьми представляют  традиции своей семьи в виде коротких фоторассказов, в итоге в группе можно оформить стенд в виде солнышка, лучами было повествования о семейных традициях.

Акция «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей.

Патриотическому празднику 9 мая: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия; праздники. 

 

Проект  «Генеалогическое древо», «Летопись родословной» , «Происхождение моей фамилии» , «Семья моя – мой отчий дом! ».

Библиотека для родителей. Рекомендации по использовании в условиях семьи художественной литературы по определённой теме.

Провести круглый стол совместно с родителями «Семейные традиции».

В группе совместно с родителями создать мини-музей «Игрушки из прошлого» ит.д.

 

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ:

1. Родительские собрания  «Я – семья – род – народ!».

2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю, «Пасхальный перезвон», развлечение «Вечер Бурятских игр», также имеющие немаловажное значение для воспитания духовно-нравственных качеств у детей. Праздник «Ай, да, папы! » (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть

Праздники для мам «День Матери» , «Международный женский день 8 марта»

Патриотическому празднику 9 мая: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия; праздники. 

Дня семьи «Семья моя – мой отчий дом! ».

 

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ:

 Фотовыставки: «Многонациональная Бурятия», «День города в нашей семье», «Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе», «Наши предки», «История нашего города», и многие другие.

Оформление альбомов по  семейным традициям воспитанию: «Семья»,

«Семейные традиции», «Семейные праздники» т.п.

 Все эти формы нам помогут активизировать родителей в нашей совместной деятельности по  семейным традициям и по духовно-нравственному воспитанию детей. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг

 

Таким образом, обогащение содержания семейных традиций будет способствовать полноценной организации жизнедеятельности семьи, поможет совершенствовать процесс домашнего воспитания детей дошкольного возраста, обеспечит взаимопонимание между детьми, родителями и другими членами семьи. Возрождение семейных традиций как эффективный способ хранения и передачи культурных ценностей подрастающему поколению сформирует устойчивый каркас социокультурной среды современной семьи в обществе.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости и эмоционального благополучия будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их!

 

 

  Список литературы      

  Ашиков, В.В. Ещё раз о воспитании: Дошкольное воспитание. 2005,№ 4, — 4с.      Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004      Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с семьёй: Вопросы планирования. Ребёнок в детском саду, № 4, 2006, — 41с.     

 Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006, — 104 с.    

  Полякова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и народных традиций. — г. Губкин, 2007, — 96с.     

 Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987, — 144 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsuultatsiya.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

   «Семейные традиции основа духовно-нравственного воспитания

дошкольников».

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)

Введение

Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья, как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, т. к. именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества.

 В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Испокон веков  воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Так как одна из годовых задач нашего детского сада :

Формировать основы духовно - нравственных качеств детей дошкольного возраста , через приобщение детей к истокам и культуре родного края в условиях реализации ФГОС ДО. Мы стараемся ориентировать семью с  православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада.

Семья — это дом, мир, где царят любовь, преданность. Это одна на всех радость и печаль. Это привычки и традиции. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, духовно-нравственной, эстетической личности, через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.

Как вы понимаете значение слова семейные традиции?

 Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Одной из важных традиций являются семейные праздники.

Семейные праздники - это вехи в истории семьи, ее маленькие обряды и ритуалы, сохраняющее тепло семейного очага. Включение ребёнка в процесс семейныхпраздников и досугов будет способствовать обогащению его внутреннего духовного и культурного мира, развитию художественно-эстетической и личностной культуры. Учитывая особое значение семейных праздников как основы зарождения семейных традиций, необходимо заботиться о том, чтобы каждый член семьи (взрослые и дети)испытывал чувство удовольствия и удовлетворения от них.

 Семейные истории. Наша память хранит множество историй: грустных, радостных, мудрых, забавных, героями которых были вы сами и члены вашей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Творческие посиделки с бабушкой. В процессе общения и совместного художественного творчества (вязание, вышивка, плетение и т. д.) ребёнок знакомится с национальными традициями; осваивает общекультурные способы создания и украшения конкретных предметов быта; приобщается к ручному художественному труду.

Экскурсия выходного дня (в музей, на выставку, в театр, в музыкальный салон). Такие экскурсии для ребёнка всегда праздник. Посещение массовых мероприятий таких, как Пасха ,Сагааалган, Масленица способствует целенаправленному приобщению ребёнка к миру культуры и прекрасному, накоплению эстетических и художественных впечатлений а так же духовно- нравственному воспитанию.

Очень хорошей традицией является ведение летописи, древо своей семьи, её предков, которую можно оформлять в фотографиях.

 Обсуждение планов на ближайшие дни, выходные, каникулы, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности.

Дети обязательно должны тоже принимать участие в обсуждениях, высказывать свое мнение. В этом случае дети чувствуют искренний интерес к себе.

 Традиция читать на ночь книги и обсуждать прочитанное формирует мировоззрение ребенка, помогает понять причины поступков людей. Дети вместе с взрослыми размышляют о добре и зле, что развивает способность сопереживать, понимать причины, того или иного поступка.

Таким образом, роль семейных традиций очень важна и позволяет:

- гордиться детям своей семьей;

- дают возможность проявления положительных эмоций;

- обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их;

- сохраняется и укрепляется связь между поколениями;

- играют огромную роль в системном, планомерном и обдуманном воспитании детей.

В связи с этим одной из задач современной системы образования является приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладовая  мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память, уважительно относиться к своим древним корням, чтить и уважать память предков, систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

ФГОС ДО   дошкольного образования четко регламентирует требования дифференцированного подхода к семьям воспитаников, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительскую заинтересованность, так как у родителей появился интерес к данной проблеме, возникла необходимость поддержать этот интерес. Поиск новых форм работы, в которых благодаря участию в жизни детского сада, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и  педагогами. Развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. О планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы ,многообразии стран и народов мира.  В  структуре  программы «От рождения до школы» Н.Е Вераксы  образовательной области «Познавательное  развитие» выделен под раздел социокультурным ценностям .

В младшем  возрасте  знакомство с  народной игрушкой, одежда, посуда .

 В среднем возрасте формировать элементарные представления об изменение видов человеческого труда и быта на примере  истории игрушки и предметов обихода .

 В старшем возрасте  формируем элементарные представления об истории человечества через знакомство произведение искусства  ( живопись, скульптуры, мифы, легенды народов мира )  реконструкцию образа жизни разных времен ( одежда , утварь, традиции).

Подготовительном возрасте то же самое и добавляется что Земля наш общий дом , на земле много разных стран; о том как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи традиции.

Во всех группах использовать национально- региональный компонент  родного края ,знакомство с бытом, обычаи , традициями.

 Таким образом,  у педагогов возникает  необходимость в поиске новых нетрадиционных и  традиционных  форм работы, по духовно-нравственному воспитанию с родителями.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ:

Акции эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия.

 Акция «Мамина колыбельная», где родители вместе с детьми записывали свои колыбельные песенки и в итоге акции пополняется копилка  музыкальных альбов, включающий колыбельные песни на родном национальном языке проживающие на территории родного края  (русские, армянские, и др.)

Акция «Солнце семейных традиций», где родители вместе с детьми представляют  традиции своей семьи в виде коротких фоторассказов, в итоге в группе можно оформить стенд в виде солнышка, лучами было повествования о семейных традициях.

Акция «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей.

Патриотическому празднику 9 мая: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия; праздники.  

Проект  «Генеалогическое древо», «Летопись родословной» , «Происхождение моей фамилии» , «Семья моя – мой отчий дом! ».

Библиотека для родителей. Рекомендации по использовании в условиях семьи художественной литературы по определённой теме.

Провести круглый стол совместно с родителями «Семейные традиции».

В группе совместно с родителями создать мини-музей «Игрушки из прошлого» ит.д.

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ:

1. Родительские собрания  «Я – семья – род – народ!».

2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю, «Пасхальный перезвон», развлечение «Вечер Бурятских игр», также имеющие немаловажное значение для воспитания духовно-нравственных качеств у детей. Праздник «Ай, да, папы! » (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть

Праздники для мам «День Матери» , «Международный женский день 8 марта»

Патриотическому празднику 9 мая: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия; праздники.  

Дня семьи «Семья моя – мой отчий дом! ».

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ:

 Фотовыставки: «Многонациональная Бурятия», «День города в нашей семье», «Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе», «Наши предки», «История нашего города», и многие другие.

Оформление альбомов по  семейным традициям воспитанию: «Семья»,

«Семейные традиции», «Семейные праздники» т.п.

 Все эти формы нам помогут активизировать родителей в нашей совместной деятельности по  семейным традициям и по духовно-нравственному воспитанию детей. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг

Таким образом, обогащение содержания семейных традиций будет способствовать полноценной организации жизнедеятельности семьи, поможет совершенствовать процесс домашнего воспитания детей дошкольного возраста, обеспечит взаимопонимание между детьми, родителями и другими членами семьи. Возрождение семейных традиций как эффективный способ хранения и передачи культурных ценностей подрастающему поколению сформирует устойчивый каркас социокультурной среды современной семьи в обществе.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости и эмоционального благополучия будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их!

  Список литературы      

  Ашиков, В.В. Ещё раз о воспитании: Дошкольное воспитание. 2005,№ 4, — 4с.      Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004      Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с семьёй: Вопросы планирования. Ребёнок в детском саду, № 4, 2006, — 41с.     

 Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006, — 104 с.    

  Полякова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и народных традиций. — г. Губкин, 2007, — 96с.     

 Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987, — 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании

Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании

Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании

Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию и развитию.В этой статье речь идет о повышении родительской компетенции, формирование этических представлений о ценно...

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании детей.

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании детей....

«Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».

laquo;Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников»....