Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения
консультация на тему

Развитие ориентировки в пространстве – одна из актуальных проблем коррекционной педагогики. Нарушения зрения, возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки у детей. Используется четыре вида игр по развитию ориентировки в пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения"

Учитель-дефектолог Буздырина О.Б.

Развитие ориентировки в пространстве – одна из актуальных проблем коррекционной педагогики. Нарушения зрения, возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки у детей.

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. У них, по сравнению с нормальновидящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро– и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины  и пространственного расположения предметов.

Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.).

Основной целью является: создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  •  развивать микро - и макроориентировку;
  •  учить словесному обозначению пространственных отношений;
  •  учить ориентировке с использованием всех сохранных анализаторов.
  •  развивать зрительно – осязательный способ обследования игрушек и  предметов.

Игры по развитию ориентировки в пространстве включаются в индивидуальную и подгрупповую  работу и проводятся 2 раза в неделю, а также во все виды детской деятельности: игра, прогулка, различные режимные моменты. В основе содержания игр лежит тематическое планирование. В связи с особенностями развития дошкольников с нарушением зрения необходимо создавать условия для обучения их ориентировке с применением коррекционных игр:

  • обеспечение повышенного уровня освещенности помещения, где проводится игра (не менее 500 люкс);
  • при подборе наглядного материала должна учитываться острота и характер зрения (для детей с низкой остротой зрения используется объемный дидактический материал крупного размера, а для детей с высокой остротой зрения – объемный и плоскостной материал меньшего размера).
  • применение щадящей зрительной нагрузки: 5-10 мин. непрерывной зрительной нагрузки.
  • выявление и учет педагогом имеющихся у детей навыков ориентировки и представлений о пространстве, на основе которых могут быть выполнены предлагаемые им задания.

Выполнение специальных условий для дошкольников с нарушением зрения способствует формированию целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

Существует 4 группы игр и упражнений для обучения ориентировке в пространстве:

1.Игры с использованием сохранных анализаторов

Дидактическая игра «Игрушки пришли в гости»

Задачи: учить располагать игрушки по словесным инструкциям взрослого в различных направлениях от себя (слева - справа, впереди - сзади), обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами

Материал: крупные игрушки – матрешка, пирамидка, кошка, лошадка.

Руководство: познакомить ребенка с игрушками. Предложить расставить их вокруг себя: впереди, сзади ,слева, справа. Ребенок отвечает на вопросы взрослого, с какой стороны расположены игрушки.

Дидактическая игра «Какой игрушки не стало?»

Задачи: учить запоминать расположение игрушек в пространстве, обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: крупные игрушки от 5 до 10 штук (в зависимости от возраста).

Руководство: познакомить ребенка с игрушками и предложить расставить их в ряд на столе и рассказать, где стоит каждая игрушка. Затем взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и прячет одну игрушку, оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. После этого просит ребенка открыть глаза и спрашивает, какая игрушка спрятана. Если ребенок затрудняется, взрослый дает словесное описание этой игрушки. Когда ребенок называет спрятанную игрушку, взрослый просит поставить ее и сказать. Где она находится. Количество используемых и спрятанных игрушек может увеличиваться.

Дидактическая игра «Что я делаю?»

Задача: учить различать звуки, производимые различными предметами

Материал: ножницы, бумага. Чашка с водой, чайная ложка, два стакана с водой и др.

Руководство: Взрослый заранее готовит на столе необходимые предметы и закрывает их салфеткой. Затем объясняет ребенку, что он будет что-то делать с этими предметами. Просит детей закрыть глаза, а сам производит различные действия с предметами: берет в руки лист бумаги и рвет ее, мнет бумагу, режет бумагу ножницами, мешает воду в чашке ложкой и т. д. После окончания каждого действия взрослый просит детей открыть глаза и сказать, что с каким предметом делали.

2. Игры с применением схем (старшая и подготовительная группы)

Обучение ориентировке проходит в несколько этапов:

  • обучение конструированию и моделированию пространственных отношений на реальных предметах, игрушках и их заменителях;
  • формирование умений создавать объемные композиции, согласно предложенной схеме;
  • обучение обозначению пространственного расположения реальных предметов и нахождение их на схеме;
  • обучение самостоятельному составлению схем пространства.

Дидактическая игра «Наша комната»

Задачи: учить ребенка моделировать комнату, используя предметы – заменители, учить обозначать в речи пространственное расположение предметов-заменителей на модели.

Материал: лист бумаги, детали настольного строительного конструктора, счетные палочки для обозначения окон и дверей.

Руководство: предварительно рассмотрите с ребенком мебель и оборудование комнаты, дайте образец ее словесного описания, затем предложите смоделировать комнату из конструктора. Ребенок берет лист бумаги, определяет его форму и соотносит ее с формой кабинета. Затем указывает, где находится он сам с точкой отсчета «от себя. Определяет расположение дверей и окон и обозначает их счетными палочками на листе. С помощью строительного конструктора «расставляет мебель». После окончания моделирования взрослый просит ребенка рассказать, что где расположено.

Дидактическая игра «Найди игрушку»

Задачи: учить детей пользоваться планом и соотносить его с реальным пространством; учить находить игрушку, пользуясь планом.

Материал: план кабинета, условное обозначение игрушки.

Руководство: предварительно познакомьте ребенка с мебелью и оборудованием комнаты, дайте образец ее словесного описания. Предложите рассмотреть план комнаты и соотнести его с реальной комнатой. Спрячьте игрушку и обозначьте ее расположение на плане. Затем предложите ребенку найти ее.

3.Игры в процессе передвижения

Дидактическая игра «Найди подарок»

Задачи: научить передвижению в заданном направлении; понимать и выполнять инструкцию педагога.

Материал: игрушка Незнайки, флажок.

Руководство: расскажите ребенку, что Незнайка хочет сделать ему подарок. Но его надо найти. Для этого необходимо: встать у стола, пройти пять шагов вперед, остановиться, сделать два шага вправо.

При правильном выполнении задания Незнайка поднимает флажок. Найдя подарок, ребенок рассказывает, как он его нашел.

4. Игры на микроориентировку

Дидактическая игра «Что изображено на схеме?»

Задачи: учит с помощью зрения и осязания соотносить схему с реальным пространством; учить обозначать в речи пространственное расположение предметов и игрушек в реальном пространстве и на схеме.

Материал: карточки с расположением схемы стола с игрушками; стол с расставленными на нем игрушками.

Руководство: предложить ребенку рассмотреть и обследовать игрушки, назвать их и рассказать, где они находятся. После этого ребенку дается схема расположения игрушек. Ребенок соотносит реальное расположение игрушек со схемой. Ему предлагают отвернуться. Меняют местами две игрушки. Ребенок определяет, какие игрушки поменялись местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст) В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать...

Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.

Только к концу дошкольного возраста (да и то далеко не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Такая ориентировка может...

Комплекс дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. Развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрен...

Методика изучения навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.

Цель данной методической разработки – изучить уровень развития навыков ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения....

Статья на тему: «Особенности развития навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения».

В данной работе под термином «нарушение зрения» мы будем понимать преимущественно функциональные нарушения зрительной системы, такие как: гиперметропия (дальнозоркость); миопия (близорукос...

Рекомендации родителям на тему «Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве младших дошкольников с нарушением зрения"

Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Особенно важно, чтобы дети могли использовать пространственную ориентировку на практике: передвигаться в указанном напр...