Игрушка и ее роль в воспитании слепого ребенка
статья на тему

Степанова Жанна Игоревна

При определенных условиях игрушка может помочь слепому ребенку увереннее входить в мир реальных вещей и отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53 компенсирующего вида Центрального района г.Санкт-Петербурга

«Консультативно-практический центр по абилитации детей со зрительной патологией»

Игрушка и её роль

в воспитании слепого ребенка.

Воспитатель младшей группы:

Степанова Ж.И.

Санкт-Петербург

2018 г.

Игровая деятельность многообразна, и внутри каждого её вида изо дня в день ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.

  Для слепого ребенка игрушка приобретает особое значение. Глубокое нарушение зрения ограничивает возможность познавать окружающее пространство и действовать в нём. При определённых условиях игрушка может помочь слепому ребёнку увереннее входить в мирреальных вещей и отношений.

 Игра с игрушками, подобранными с учетом потенциальных возможностей ребёнка, способствует его психическому развитию, помогает формированию коллективной деятельности детей, учит ориентироваться в пространстве.

Очень важно научить слепого ребёнка играть с игрушкой. Этому предшествует подготовительная работа, в процессе которой его знакомят, если это возможно, с окружающими реальными предметами и их назначением, а затем сравнивают их с соответствующими игрушками.

 С первого месяца жизни дети сталкиваются с игрушкой, которая становится их неизменной спутницей на долгие годы. Посредством игрушки ребенок лучше узнаёт окружающие предметы, знакомится с их назначением, принципом действия. Игрушка способствует развитию и реализации потребности ребёнка в общении.

 Игрушки подразделяются на виды, такие как:

  1. Моторно-спортивные  и тренировочные игрушки
  2. Сюжетно-образные
  3. Технические игрушки
  4. Музыкальные
  5. Театральные
  6. Игры-забавы и
  7. Настольные игры.

 Моторно-спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию мелкой моторики, умению ребёнка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч. прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки, способствующие развитию мелкой моторики (это мозаика, бирюльки и.т.д)

 Сюжетно- образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это мягкие игрушки, куклы, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля.

 Технические игрушки с механическим управлением : экскаваторы, автомобили, поезда, модели летательных аппаратов, игрушечные фотоаппараты и т. д. Эти игрушки демонстрируют физические законы и производственные процессы. Внимание ребенка. Играющего с технической игрушкой, направлено на управление ею.

К этому же виду относятся игрушки, предназначенные для конструирования- строительные наборы, конструкторы  и т.д.

 Музыкальные игрушки- это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т.д., развивающие музыкальный слух ребёнка.

 Театральные игрушки –это куклы би-ба-бо

 марионетки, теневой театр и т.д.

 Игры-забавы это клюющие цыплята, утка, которая несёт яйца,

 прыгающий зайчик, кувыркающийся паяц на лесенке и т.д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.

 Настольные игры с дидактическими задачами и правилами- это лото, пирамидки и т.д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребёнку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.

Психическое развитие слепого ребёнка имеет свои специфические особенности. Поэтому не всегда в его воспитании могут использоваться игрушки, предназначенные для зрячих детей. В то же время, дети, лишенные зрения, развиваются по тем же основным законам, что и зрячие. Для их полноценного развития необходимо развитие игровой деятельности.

Игровая деятельность способствует исчезновению навязчивых движений у слепого ребенка.

Игрушка для слепого ребенка является одним из средств познания окружающего мира. Поэтому для того. Чтобы избежать создания у него искаженного представления о том или ином предмете, игрушка должна отражать реальную форму и пропорции этого предмета, его типичные признаки. Существенные детали игрушки должны быть хорошо осязаемы.

Для слепого ребёнка большое значение имеет величина игрушки. Слишком большие и маленькие игрушки не соответствуют его осязательным способностям. Для них оптимальны игрушки средней величины (9-30 см).

Материал, из которого изготавливаются игрушки должен быть приятен для осязания и сходен с материалом натуральных предметов.

Учитывая, что у некоторых слепых детей есть цветоразличие, игрушки должны быть ярко окрашены.

Развитие слуха занимает большое место в воспитании слепого ребёнка. Поэтому для его игры предпочтительнее игрушки со звуковыми эффектами.

  Необходимо, чтобы игрушка способствовала развитию игровой деятельности и воображению ребёнка. Этим задачам в первую очередь, отвечают игрушки- образы, такие как куклы.

Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы. У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза у куклы были вставленными, с приклеенными ресницами и чтобы они закрывались. Нос, уши,брови куклы должны быть  четкими, удобными для осязания. Голова, руки и ноги обязательно должны быть подвижными. Кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застежка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы носки или тапочки.

 Первый год жизни ребёнка характеризуется активной ориентировочной деятельностью: ребёнок тянется к предмету, хватает, удерживает, бросает его. В это время кукла не выступает  в функции человека- она предмет действия. Целесообразно купить фигурку из мягкого материала. Небольшие, с неподвижными руками и ногами фигурки людей удобны для игры.

 На втором году жизни, играя, ребенок продолжает манипулировать куклой, как любым предметом. Однако уже может и самостоятельно действовать с ней по показу взрослых. Он часто завертывает и развертывает куклу, баюкает её. В этот период, помимо фигурок удобны простые резиновые куклы средних размеров (30-40 см).

 Постепенно кукла в руках ребёнка «оживает» и в игре начинает применяться по назначению- выступает в функции человека. Ребёнок наделяет её жизнью. К трем годам всё больше места в жизни детей занимают сюжетно-ролевые игры, в которых они сами выбирают роли, сами придумывают сюжет. Содержание игр несложное, это повторение действий взрослых по обслуживанию малыша. Преобладают бытовые игры. В которых ребёнок куклу баюкает, катает, кормит, одевает и раздевает. Его интересует одетая кукла с подвижными руками и ногами. Удобнее куклы ростом 25-35 см.

 Детей 5-7 лет интересуют сюжеты, отображающие разные события: путешествия, театр. стройку.

Разнообразная тематика игр. активность и более высокий объём сведений требуют и различных по содержанию и оформлению кукол средних размеров (35-45 см). нужны им куклы и больших размеров. Удобные для катания в колясках, для хороводных игр.

Детям старшего дошкольного возраста нужны комплекты кукол- семья, моряки, летчики (10-12 см).

Некоторые ошибочно считают, что мальчики совсем не играют и даже не должны играть с куклой. Своеобразный, с возрастом иной характер игр мальчиков побуждает родителей выбирать им «мальчишеские куклы». Так, футболист импонирует интересам мальчиков. В играх он спортсмен,  космонавт, турист. Куклы нужны мальчикам не только в роли детей, но и в качестве пассажиров разных видов транспорта, шоферов, машинистов и т.д.

Именно в играх с куклами воспитываются чисто человеческие  и глубоко социальные эмоции, внимание к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры для развития слепого ребенка.

Значение игры для развития слепого ребенка...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Подвижные игры, их роль в воспитании здорового ребенка

  В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Э...

«Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребенка»

Конспект взаимодействия с родителями в средней группе...

Игрушка и ее роль в развитии ребенка

Игрушка является идеальным «другом» для ребенка, так как она всегда любит и принимает ребенка, она подвластна воле ребенка, она всегда готова слушать ребенка. Таким образом, общаясь с игру...

Консультация для родителей «Особенности развития речи слепого ребенка в условиях семейного воспитания»

У слепых детей при нормальном развитии интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров коры головного мозга, становление речи происходит примерно в то же время, что и у зрячих, так как ...

Консультация для родителей на тему «Народная игрушка и ее роль в развитии ребенка»

Консультация для родителейна тему «Народная игрушка и ее роль в развитии ребенка»...