Статья "Игрушка и ее роль в развитии личности ребенка дошкольного возраста"
статья

Ермакова Виктория Алексеевна

В статье приведён обзор основных подходов, определяющих влияние игрушки на психологическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста. Игровая деятельность в жизни дошкольника является ведущей и способствует психическому и психологическому развитию личности ребёнка дошкольного возраста. Цель настоящей статьи заключается в выявлении той роли в психологическом развитии ребенка-дошкольника, которую несет в себе игрушка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx11.12 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ермакова Виктория Алексеевна, воспитатель МАДОУ "Новониколаевский детский сад 3"

Аннотация. В статье приведён обзор основных подходов, определяющих влияние игрушки на психологическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста. Игровая деятельность в жизни дошкольника является ведущей и способствует психическому и психологическому развитию личности ребёнка дошкольного возраста. Цель настоящей статьи заключается в выявлении той роли в психологическом развитии ребенка-дошкольника, которую несет в себе игрушка.

Ключевые слова: игрушка; дошкольный возраст; ребенок; психологическое развитие; деятельность.

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка

Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка [5].

Под игрушками принято понимать предметы, предназначение которых заключается в использовании их в игровой деятельности. При этом в настоящее время классификация игрушек достаточно разнообразная. Они отличаются друг от друга своим предназначением, особенности использования согласна возрасту ребенка, отличаются материалом изготовления и т.д.

Главное предназначение игрушки заключается в том, что при ее использовании ребёнок начинает выполнять активные действия, самореализовываться, выражать свои мысли и чувства, что является необходимым условием для полноценного психического и психологического развития личности ребенка дошкольного возраста.

По мнению Л. Н. Гумилева игрушка в процессе игровой деятельности способна подсказывать ребенку замысел игры, получить новые эмоции, способствует развитию воображения и эмоциональной сферы личности. При помощи разнообразных игрушек ребёнок познает мир профессий, узнает о разных национальностях, учиться уважать труд взрослых, проявляет желание помочь, способствует развитию фантазии [1].

Игрушка для ребенка дошкольного возраста (особенно раннего возраста) это связующее звено между миром детей и взрослых, между детьми в процессе осуществления ими совместной игровой деятельности. Игрушка способствует развитию познавательного интереса детей-дошкольников, развивает мышление, заставляет работать воображение и проецировать те или иные ситуации их жизни на игровую деятельность с игрушкой.

Необходимо отметить, что каждая игрушка должна быть подобрана применительно к игровой деятельности с учетом возрастных особенностей ребенка, что особенно важно в настоящее время, когда обычная и привычная кукла заменяется современными гаджетами.

Огромное влияние игрушка оказывает на развитие эмоционально- нравственной сферы личности ребенка дошкольного возраста. И здесь важно помнить о пользе игрушек и не давать возможности детям играть с теми игрушками, которые каким-либо образом могут пробудить насилие, жестокость, агрессивность в поведении ребенка [4]. Игрушка – важный атрибут в понимании ребенком сути таких категорий как "добро" и "зло".

Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу, является кукла. Она может быть другом, партнером, слугой и т.д. Играя с куклой, ребенок легче проявляет свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Уже в дошкольном возрасте можно увидеть какие игрушки и игры предпочитают мальчики, а какие девочки, что является первым признаком отождествления ребенком себя с конкретным полом. Важное значение в жизни ребенка-дошкольника имеет любимая игрушка. Вспомнив про любимую игрушку, оживляются взрослые люди. Игрушка играет в жизни ребенка дошкольного возраста огромную роль.

Во-первых, она является для него идеальным другом, принимает и любит его таким, какой он есть. Игрушка готова слушать его и никому не расскажет об этом. Она может быть такой, какой хочет видеть ее ребенок. Он через игрушку компенсирует дефицит общения со взрослыми или сверстниками, учится жалеть другого, заботиться, сопереживать [3].

Во-вторых, игрушка является идеальным Я для него самого. На нее ребенок проецирует свои желания. Она может быть сильной и красивой и делать то, что хочется самому ребенку. Поэтому, при расставании с любимой игрушкой, ребенок испытывает боль, поскольку при этом теряется значимая часть самого себя.

В-третьих, игрушка – это символический ключ к внутреннему миру ребенка. Через нее он выстраивает свой мир, подвластный ему. Во взрослом мире от ребенка ничего не зависит, потому что он мал. А в мире игрушек он большой и сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что игрушка способствует формированию личностной автономии ребенка, развитию его самосознания. Поэтому взрослым необходимо уважительно относиться к игрушкам детей и быть внимательными к ситуации, когда ребенок проявляет безразличие или жестокость к игрушкам. Это может говорить о его внутреннем неблагополучии [2].

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков.

То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление - знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности.

Дошкольный возраст также является тем периодом детства, когда вместе с интенсивным развитием познавательных процессов происходит формирование качеств личности. Социальные условия способствуют развитию в индивиде как общественных свойств и способностей, так и индивидуальных качеств. Вначале у ребенка формируется самосознание, выделяет себя как носителя определенного имени, формируется психологический образ "Я", формируется чувство половой принадлежности. Затем формируется мировоззрение и идеология, активная воля, где можно выявить способности ребенка, определить и развивать уровень его эмоционально-волевой сферы, формировать различные качества личности [4].Направленность личности тесным образом связана с системой мотивов человека, которые и определяют в целом структуру направленности личности. Такие мотивы определяют поведение и направления деятельности личности, указывают и определяют активность человека.

Исследователи выделяют две группы критериев отбора игрушек: первые, связаны с безопасностью, защитой от негативных влияний игрушек на психику ребенка; вторые, связанные с качествами игрушек, направленные на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Взрослые должны четко осознавать то, зачем они приобретают ребенку данную игрушку, какое влияние она может оказать на ребенка. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показывает, что подход к созданию и отбору игрушек должен учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Наблюдая за игрой детей, можно попутно ознакомиться и с детской оценкой игрушек.

Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Играя, например, различными пирамидками в младшем дошкольном возрасте, ребенку 5-7 лет лучше подбирать технические игрушки, где он будет не просто манипулировать с предметами, а осознанно строить, шить, варить и т.д.

Игрушки оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка. Они является неким инструментом для развития многих способностей ребенка. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки, что поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Игрушки оказывают огромное влияние на эмоционально- нравственную сферу ребенка. Главное знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками. Полезная игрушка учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию, сорадости. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу является кукла. Она является другом, партнером и т.д. Играя с куклой ребенку легче проявить свои эмоции и чувства, он не боится открыться [5].

В каждой группе детского сада предметная среда должна соответствовать возрасту детей и быть развивающей. От того, какая среда окружает ребенка, зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Среда должна учитывать особенности детей на каждом возрастном этапе развития: ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность. [3]. В группе должны быть условия для полноценной реализации игровой деятельности. Каждый вид деятельности предполагает специальное материальное оснащение.

Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями ДОО. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения детей на основе создания развивающей среды в ДОУ: создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста; формирование архитектурно-планировочных решений интерьера ДОУ с целью создания наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых; преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения развивающей среды.

Таким образом, игрушка способна оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. При этом важно минимизировать тот вред, который может оказать игрушка, подобранная не по возрасту или несущая в себе потенциальную угрозу для нормального развития психики. В этом ключе необходимо осуществлять правильный подбор игрушки, активизирующей все стороны развития личности ребенка и направленной на формирование правильных установок у ребенка- дошкольника, сохраняя его психологическое здоровье.

Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей; побуждать их к коллективным играм; подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей; все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей; игрушки должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития; игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка.

Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.

Ссылки на источники

1. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. - М.; Экопрос,1993. - 576 с.

2. Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т.1: А-М / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: БРЭ, С. 338.

3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О. Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста// Карабанова О.А., Алиева Э. Ф. Радионова О. Р. Рабинович П.Д., Марич Е.М-М.; Федеральный институт развития образования,2014-96с.

#1050;расаускас Д. П. Влияние современных игрушек на развитие детей раннего и дошкольного возраста // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 12. – 2021. – С. 71-77.

#1059;рунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

«Роль театрализованного творчества в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и ...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль экологического  воспитания детей дошкольного возраста. В процессе вз...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Статья о экологическом воспитании  ребёнка дошкольного возраста.   Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее мягче, будет в нём лучшие чувства. Тагже , в про...

Доклад «РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства....

«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Доклад по духовно-нравственному воспитанию дощкольников в системе всестороннего развития личности....