Организация дополнительного образования в МБДОУ «Детский сад №21»
консультация на тему

Побережная Татьяна Михайловна

В материале цитируется Концепция развития дополнительного образования и дается краткая характеристика организации дополнительного образования в детском саду.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_detskom_sadu.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Организация дополнительного образования

в МБДОУ «Детский сад №21»

(Тезисы выступления на общем родительском собрании

 в МБДОУ «Детский сад №21»)

Правительство РФ с 2014 года обращает особое внимание на сферу дополнительного образования.

В 2014 году выходит документ Концепция развития дополнительного образования.

Целями Концепции являются:

обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:

развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;

интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;

создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;

создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

Значение дополнительного образования, согласно Концепции, заключается в следующем:

дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке.

Вместе с тем развитие общественных и экономических отношений, изменения технологического уклада, трансформация запросов семей и детей формируют новые вызовы, стимулируя использование конкурентных преимуществ отечественной системы дополнительного образования детей и поиск новых подходов и средств.

Реализация концепции обеспечивает следующие результаты для основных благополучателей:

Дети и молодежь:

воспринимают сферу дополнительного образования как значимое пространство для саморазвития, самообразования и самореализации;

ориентируются в ресурсах дополнительного образования, доступных как на территории проживания, так и вне ее;

имеют возможности выбора программ дополнительного образования на основе собственных интересов и увлечений;

имеют возможность использовать ресурсы городской среды (парки, площадки, помещения) для реализации групповой досугово-образовательной деятельности;

мотивированы к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования;

мотивированы к участию в сложных интеллектуальных и культурных формах досуга.

Дети с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в программы дополнительного образования, условия реализации которых соответствуют их потребностям и возможностям.

Система территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом ориентирована на учет интересов детей и молодежи: создаются открытые пространства для различных форм, выделяются помещения для организации дополнительного образования, клубной деятельности, проведения мероприятий. 

Семьи:

родители рассматривают участие своих детей в дополнительном образовании как необходимое условие их полноценного развитияпрофессиональной ориентации и социализации;

имеют доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и программах дополнительного образования, включая рекомендации по выбору, исходя из территории проживания, возраста, интересов и особенностей ребенка;

родители осуществляют совместно с детьми при поддержке консультантов (тьюторов) ответственное планирование индивидуальных траекторий дополнительного образования;

семьям с низкими доходами предоставляются различные формы поддержки в доступе к программам дополнительного образования (льготы по оплате, «индивидуальные сертификаты», компенсация родительской платы, пригласительные билеты и абонементы на программы, установка компьютерной техники и программного обеспечения и др.).

Во всех сегментах дополнительного образования обеспечиваются возможности для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.

Общество:

В общественном сознании сформирован ценностный статус сферы дополнительного образования детей, составляющими которого являются:

«пространство для саморазвития и самореализации»;

«механизм  развития человеческого потенциала»,

«среда воспитания научной, культурной, инженерной и политической элиты страны»,

«среда предоставления равных возможностей и действующих социальных лифтов»;

«среда сохранения и передачи лучших традиций образцов культуры»;

«инновационная площадка, инкубатор форм образования будущего»;

«сфера эффективных частных инвестиций».

В нашем детском саду все дети старшего дошкольного возраста заняты в кружках.

У нас 6 групп старшего и подготовительного возраста.

Дополнительное образование осуществляется по следующим направлениям:

- художественно-эстетической направленности («Веселый оркестр», «Волшебная кисточка», «радуга творчества»)

- физкультурно-спортивной направленности («Аистенок»)

- естественно-научной направленности «»Размышляй-ка», «Азбука экологии»)

- социально-педагогической направленности («Веселые уроки»)

Организация кружков в детском саду имеет свои особенности:

  1. Все кружки имеют свое расписание и проводятся во 2-ую половину дня.
  2. Занятие кружка длится 25-30 минут
  3. Занятия проводят педагоги групп
  4. Все занятия проходят бесплатно.

Краткая характеристика образовательной деятельности кружков:

  • Кружок «Волшебная кисточка» и кружок «Радуга творчества» - дети под руководством педагогов выполняют художественные работы в нетрадиционных техниках:

- аппликации из природного и бросового материала;

- поделки в технике оригами;

- объемные аппликации;

- изготовление кукол из картонного рулона и т.п.

  • Кружок «Азбука экологии» и кружок «Размышляй-ка» - дети под руководством педагогов выполняют опыты и эксперименты с живой и неживой природой, что способствует развитию наблюдательности и логического мышления;
  • Кружок «Веселый оркестр» - под руководством музыкального руководителя детского сада происходит обучение детей игре на разных музыкальных инструментах (ложки, маракасы, барабаны, металлофоны, ксилофоны);
  • Кружок «Веселые уроки» - под руководством педагога происходит психологическая и интеллектуальная подготовка к школе;
  • Кружок «Аистенок» - под руководством физинструктора дети на занятиях развивают гибкость, ловкость, скорость реакции, корректируется осанка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Программы дополнительного образования детей МБДОУ ЦРР Детский сад №2 «Журавушка» «Бисероплетение с детьми дошкольного возраста»

ПрезентацияПрограммы дополнительного образования детейМБДОУ ЦРР Детский сад №2 «Журавушка»«Бисероплетение с детьми дошкольного возраста»Форма представленияРайонные XVII Корнило...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Организация краеведческого образования в МБДОУ детский сад "Сказка"

Анализ деятельности по краеведческому образованию...

Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО», МБОУ Лесногородская СОШ Дошкольное отделение Детский сад №12, 2021г.

Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...

Организация образования по дополнительным программам дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда»

Организация образования по дополнительным программам дошкольного образования в  МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» на 2022-2023 учебный годОрганизация образования по дополнительн...

Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» (для детей 6-7 лет)

Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» по формированию элементарных математических представлений «Веселая мат...