Организация краеведческого образования в МБДОУ детский сад "Сказка"
статья

Попова Татьяна Александровна

Анализ деятельности по краеведческому образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!  Позвольте представить вашему внимаю доклад «Обновление содержания образовательного процесса в ДОО через внедрение и реализацию программы «Новая Сибирь - мой край родной».

Детский сад «Сказка» г. Болотное был выбран претендентом на статус стажировочной площадки для ДОО Болотнинского района по внедрению программы краеведческого образования «Новая Сибирь – мой край родной». Выбор этот был не случаен. Несмотря на то, что детский сад «Сказка» функционирует неполных 6 лет, но с первых дней в наших стенах ведется активная работа по формированию духовно – нравственных и социокультурных ценностей: в детском саду функционирует музей «Русская изба», организованный силами коллектива и родителей; на участке детского сада оформлен музей под открытым небом – изба с подворьем, огородом, животными; проводится образовательная деятельность по знакомству с родным краем и страной; педагогический коллектив результативно участвует в конкурсах краеведческого характера.

 Приняв участие в семинаре «Организация работы по внедрению программы краеведческого образования детей дошкольного возраста Новосибирской области» и заключив договор о сотрудничестве с центром краеведения в НИПКиПРО в 2020 году, коллектив детского сада активно принялся за дело.

Заведующая детским садом, Нетелева Людмила Викторовна, издала приказ о создании творческой группы педагогов по разработке вариативной части программы «Мой район» и апробации инвариантной части «Новосибирск», «Новосибирская область». На заседании творческой группы по краеведению, педагоги познакомились с программой краеведческого образования детей дошкольного возраста Новосибирской области «Новая Сибирь – мой край родной».

Хочу подробнее остановиться на составе творческой группы. Надо сказать, что педагоги, вошедшие в нее, абсолютно разные: есть педагоги со стажем работы 25 лет и со стажем менее 5 лет; с высшей квалификационной категорией и без категории; с опытом работы в краеведческом образовании и без него, но всех нас объединила и увлекла мысль о том, что мы хотим составить такую программу, которая заинтересует всех педагогов-дошкольников нашего района и будет очень полезной для наших воспитанников.

Перед нами стояла задача – в кратчайшие сроки разработать вариативную часть программы. Но для того чтобы представить коллегам района качественно разработанный методический материал, необходимо было понять, как это сделать.

 Наша образовательная организация попала во вторую волну апробации краеведческой программы и поэтому у нас была возможность изучить тот богатый опыт, который наработали наши коллеги. В первую очередь, мы посмотрели вебинар на сайте интерактивное министерство, проведенный руководителями Центра краеведения. На сайте кафедры дошкольного образования, в разделе Центр краеведения – познакомились с адресами консультационных центров и уже действующих стажировочных площадок Новосибирской области, внимательно изучили весь материал, представленный на официальных сайтах. На заседаниях творческой группы мы проанализировали полученную информацию и приступили к работе.

На первом этапе мы разработали тематический план по блокам «Природа», «Знаменитые люди», «История», «Культура и достопримечательности». При выборе тем, педагоги изучали краеведческую литературу (Красная книга Новосибирской области, Народная летопись Болотнинского района, Болотнинская Быль и др.), общались со специалистами районной библиотеки, краеведческого музея, побеседовали с жителями района, которые лично были знакомы с людьми, представленными в программе и с самими героями, с участниками исторических событий. В этот момент появился наш персонаж – дед Арефа, который стал для детей проводником в занимательный мир краеведения. Дед Арефа - литературный персонаж из Народной летописи Болотнинского района. Автор – составитель данного произведения, наш земляк, Николай Александров, ввел этого персонажа в книгу, для того чтобы от его лица рассказать о зарождении и становлении Болотнинского района. Данный литературный герой уже раньше фигурировал в методических разработках краеведческого направления педагогов нашего детского сада, он запечатлен в альбоме «Чарующая даль», посвященного 95 летию Болотнинского района. Дети знают много историй от деда Арефы, он живет в каждом уголке краеведения в группах, реализующих программу.

Определившись с темами, нами был составлен перспективный план реализации вариативной части программы «Болотнинский район» по возрастным группам.

Следующий этап – составление технологических карт.  Распределившись по подгруппам, мы приступили к их составлению. Следует отметить, что в этот момент, в связи с пандемией, была приостановлена деятельность образовательной организации, и нашей творческой группе пришлось работать дистанционно. Мы нашли выход из этой ситуации: составив технологическую карту, например, блока «История», мы отправляли по почте на взаимопроверку другой подгруппе, например, «Культуре и достопримечательности» и т.д. Таким образом, технологические карты получились одинаково оформлены, содержание материала представлено не только в виде непосредственно образовательной деятельности, но в виде культурных практик: акция, игра, викторины, маршрутная игра, виртуальная экскурсия. К каждой технологической карте педагогами было оформлено разнообразное приложение, включающее в себя: мультимедийные презентации, изображения, дидактические пособия к играм, продуктивной деятельности, видеофильмы, исторические справки, фотографии и др.

Созданный методический материал был оформлен в соответствии с перспективным планированием и передан педагогам детского сада для использования в образовательном процессе. Осенью, при поддержке информационно – методического центра Болотнинского района, педагогами, входящими в творческую группу, был организован семинар по ознакомлению с программой «Новая Сибирь – мой край родной» педагогов Болотнинского района, реализующих программу дошкольного образования. Разработчики вариативной части программы, подробно рассказали о содержании блоков не только части «Мой район», но и «Новосибирск», «Новосибирская область», так же, педагогам района были переданы все методические материалы, для реализации программы. В течение учебного года состоялся еще один практический семинар, организованный для студентов Болотнинского педагогического колледжа, обучающихся на отделении «Дошкольное образование». Будущих коллег мы познакомили с системой работы по краеведению в детском саду в рамках апробации программы «Новая Сибирь – мой край родной», у слушателей была возможность поучаствовать в фрагментах занятий, в игровой деятельности, проверить свои знания о районе посредством викторины. Данное мероприятие получило положительный отзыв от представителей учебного заведения.

В феврале 2021 года, наш детский сад стал организатором Муниципального этапа профессионального конкурса на лучшую методическую разработку по краеведческому образованию. Для участия в конкурсе были представлены 13 методических материалов из 7 ДОО Болотнинского района, реализующих программу краеведческого образования «Новая Сибирь – мой край родной». Представленные работы были оценены и лучшие из них направлены для участия в Региональном конкурсе. Кроме того, творческой группой разработаны диагностические карты к конкурсу «Юный краевед», в данный момент мы начали работу над составлением положения к конкурсу и планируем его провести в следующем году, в ДОО Болотнинского района.

Повышение квалификации педагогов, является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности, так член творческой группы Белоусова Татьяна Юрьевна в 2021 году прошла обучение в НИПКиПРО по теме «Краеведческое образование детей дошкольного возраста в ДОО». Педагог представила коллективу детского сада, опыт работы дошкольных образовательных организаций нашей области в направлении краеведческого образования.

 Следующий этап нашей работы – организация взаимодействия с родителями по реализации программы.  Задача педагогического коллектива – создание необходимых условий для всесторонних взаимоотношений с семьями воспитанников. Вовлечь родителей в процесс знакомства с родным краем нам помогают следующие формы работы: анкетирование родителей, информации в газете детского сада, организация выставок детского творчества, конкурсов рисунков, проведение родительских собраний.  Одна из форм работы с родителями – создание презентации- приглашение родителей в мир краеведения. (просмотр презентации)

 Наш педагогический коллектив планирует не останавливаться на достигнутом, впереди еще много планов, которые необходимо реализовать:

- создание методического пособия «Дидактические игры по краеведению», маршрутных карт для родителей по ознакомлению с природой, культурой, историей и знаменитыми людьми района;

 - организация и проведение конкурса для детей «Юный краевед»;

 - пополнение и обогащение развивающей предметно – пространственной среды дидактическими пособиями, альбомами, игрушками, музейными экспонатами, создание библиотеки авторов- земляков и т.д.;

 - организация и просветительская деятельность по реализации краеведческой программы с педагогами района, реализующих программу дошкольного образования.

Мы выражаем благодарность руководителям Центра краеведения за приглашение принять участие в таком замечательном образовательном проекте наш Болотнинский район, мы гордимся, что и над нашим районом теперь реет этот замечательный флажок – символ объединения педагогов – дошкольников всей Новосибирской области в рамках реализации краеведческого образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-ГРАФИК мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад №» на 2014-2015г

ПЛАН-ГРАФИК мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад №»  на 2014-2015г...

Организация дополнительного образования в МБДОУ «Детский сад №21»

В материале цитируется Концепция развития дополнительного образования и дается краткая характеристика организации дополнительного образования в детском саду....

:Практика инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад №201» г. Чебоксары

ПубликацияКомплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ / И. М. Никитина, И. И. Дергунова // Халӑх шкулӗ = Народная школа. - 2017. - № 5. - С. 29-30...

Аналитическая справка по итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитателя МБДОУ «Детский сад №91» Абдулхаликовой И. Р.

Аналитическая справкапо итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образованиявоспитателя МБДОУ «Детский сад №91» Абдулхаликовой И. Р....

Организация образования по дополнительным программам дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда»

Организация образования по дополнительным программам дошкольного образования в  МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» на 2022-2023 учебный годОрганизация образования по дополнительн...