Проблемы предшкольной подготовки
консультация (подготовительная группа) на тему

Дуденкова Елена Александровна

 

Дети очень быстро растут. И вот ваши дети, вчерашние малыши, уже стали большими, скоро пойдут в школу – а только недавно пришли в детский сад, кто-то успел походить на Мамину школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасение, тревогу. И не случайно, ведь это переломный период момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в жизни – учеба. Усвоение знаний становится основной целью. Как ребенок будет усваивать эти знания, понравиться ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, с одноклассниками? Конечно, эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_predshkolnoy_podgotovki.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы предшкольной подготовки

Дети очень быстро растут. И вот ваши дети, вчерашние малыши, уже стали большими, скоро пойдут в школу – а только недавно пришли в детский сад, кто-то успел походить на Мамину школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасение, тревогу. И не случайно, ведь это переломный период момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в жизни – учеба. Усвоение знаний становится основной целью. Как ребенок будет усваивать эти знания, понравиться ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, с одноклассниками? Конечно, эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий ребенок.

Каждый из вас примерно предвидит на сколько ваш ребенок готов к обучению в школе, какие минусы и плюсы в общем. Сейчас я начинаю диагностику готовности к школе в подготовительных группах, результаты которой вы можете узнать по желанию, придя на консультацию по предварительной записи – оринтировочно это среда во 2 половине дня. График работы и номер телефона оставлен в папке.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и в детском саду. Существует базовая система требований, которые предъявляет школа к первокласснику. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и к учебе, произвольного управления свои поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения. В набор школьной готовности входят прежде всего мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство из вас сразу ответят, что их дети хотят в школу и следовательно мотивационная готовность у ребенка есть. НО это не совсем так. Прежде всего желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в конкретную школу, гимназию очень важно и наконец, потому что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия – являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться.

Стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют внутреннюю позицию школьника. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Наши занятия как раз были посвящены формированию мотивации к поступлению в школу методом сказки. Мы подробно изучали школьную атрибутику, правила, важность школьного обучения.

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

- расскажите, что значит быть школьником, какие обязанности появятся в школе

- на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка

- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний

- воспитывайте произвольность, усидчивость, управляемость поведением

- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, трудно, плохо..

Взаимодействие с ребенком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

Интерес к внешней стороне учебы – то есть к школе, к школьным принаджлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом мотивационной готовности. Такой интерес недолог и он быстро исчезает –через 2-3 месяца. Именно тогда, спустя 2-3 месяца должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний. Но сейчас мы с вами говорим в первую очередь о готовности, или о том состоянии, которое предшествует приход в школу. ТО есть сейчас должно быть стремление в школу, готовность соблюдать школьные обязанности и правила – это основа психологической готовности, основа того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему чужды и в тягость, он будет стараться любой ценой выйти из этой неприятной ситуации – это может быть отвлечение во время урока, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, негативное отношение к сверстникам и учителю….Так или иначе, но такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо ни готовили его к занятиям дома.

Итак, Очень важно опираться на желание ребенка учиться: всячески поддерживаем желание стать школьником. Если родитель искренне интересуется школьной жизнью ребенка, расспрашивает его о школе, делится своим школьным опытом – это конечно укрепляет учебную мотивацию ребенка.

Интеллектуальная готовность.  Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения, счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарований при отборе в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений, например, чтения, хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Здесь главное – наличие высокого уровня развития психических процессов – памяти, внимания, мышления, которые как раз помогают усвоению  знаний, полученных в школе и дома.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, позволяющий представить условие задачи и решить ее на основе данного изображения.

Дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки,схемы) в уме, в сознании. Наличие этих внутренних опор и знаков и дает детям возможность решать задачи в уме, улучшать память, внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности.

Поэтому как рекомендация – игры на внимание, память ,мышление дома – пособий сейчас очень много разных.

Волевая готовность – требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Здесь идет речь об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику нужно будет уметь понять и принять задание учителя, сосредоточиться на инструкции, которую предъявляет взрослый. Можно развивать такое умение дома, давая детям разные задания. При этом просите повторять ваши слова, чтобы убедиться, что ребенок всё правильно услышал и понял.

Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты – под диктовку или образцу. Можно также попросить ребенка вычеркивать или подчеркивать определенную букву или фигуру в предложенном тексте. Мы говорим об отсутствии волевой готовности, если ребенок начинает отвлекаться, что-то чертить на полях. В этом случае облегчаем задание и говорим, что тебе осталось нарисовать еще одну или две строчки (или подчеркнуть еще 5-10 букв).

Если деятельность ребенка в этом направлении нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности. Если же ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребенка отсутствует, он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним выполнять тренировочные упражнения и прежде всего учить его слушать слова взрослого.

Помимо этого ребенок должен уметь:

- различать цвет и форму

- уметь скопировать фигуру

 - уверенно держать карандаш

- уметь отвечать на вопросы Почему? Что…,если…? Если….,то…,то есть уметь решать простые логические задачи.

- уметь определять положение предметов на плоскости, правильно понимать значение слов – впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед. Проверьте в этом ребенка, играя с ним.

- ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно). Как правило все дети этого возраста умеют считать до 10, но не все видят, что в слова – один, два, три – воплощено количество. Тренируйтесь дома в назывании этих понятий. Накрываете на стол – тренируйтесь в определении местоположения – тарелка в середине, вилка слева, нож справа. При желании такие занятия можно проводить где угодно и на каком угодно материале.

Таким образом, мы часто стараемся заранее научить ребенка читать, писать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребенка  главного – умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10 – 15.

 Далее обратите внимание на сформированность навыков самообслуживания – умеет ли убрать постель, игрушки, привести себя в порядок, завязать шнурки на ботинках, поведение за столом. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.

Полезны рисование, штриховка, раскрашивание, нанизывание бусинок, лепка – это развитие тонких двигательных координаций.

Понаблюдайте как ребенок может работать по инструкции – как играет с конструктором, с заводными и сложными игрушками, как выполняет ваши указания. Старайтесь избегать укоряющего тона, окриков, одергиваний. Недопустимы такие выражения – Сколько раз тебе повторять одно и то же, Опять ты делаешь всё не так. Не забудьте похвалить за хорошо выполненную работу – даже если сделано не всё и не совсем так – «сегодня уже лучше, но ты забыл…».

НЕ менее важное условие подготовленности – умение общаться, жить в коллективе.Необходимо формировать такие навыки как умение слушать собеседника, не перебивая его,- говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль, - пользоваться словами, характерными для вежливого общения. Все эти навыки вы можете отрабатывать, формировать проигрывая дома определенные ситуации – Мама звонит дочке, сыну; Внучка поздравляет деда; Нужно вызвать врача к заболевшему братишке; Приглашаем в гости друзей…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

Консультации для воспитателей "Проблемы предшкольной подготовки"

Консультации для воспитателей "Проблемы предшкольной подготовки"...

Опыт работы по теме «Позиция педагогов ДОУ и школы по проблеме предшкольной подготовки»

Опыт работы по предшкольной подготовке и взаимодействием со школой....

Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности...