Доклад на родительском собрании для родителей детей средней группы "Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей"
консультация (средняя группа) на тему

Якене Ирина Николаевна

Доклад на родительском собрании для родителей детей средней группы "Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_kakie_nedostatki_rechi.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на родительском собрании

для родителей детей средней группы

Якене Ирина Николаевна,

 учитель - логопед

МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка»

Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей

         Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни - освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов. Дети могут определять назначение предмета, функциональные действия с ними («мяч»- игрушка, с ней играют), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова( существительные с собирательным значением- мебель, одежда, обувь и т.д.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания- описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Часто происходят нарушения в развитии, каких- либо компонентов речевой системы.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

-недостаточно развита интонационная выразительность: вопросительная и восклицательная;

-имеются недостатки в освоении грамматических правил (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа);

-иногда дети средней группы не понимают смысл «сложных» слов;

-плохо строят описание, повествование, нарушают структуру, последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания;

-имеются проблемы звукопроизношения.

Рекомендации родителям для речи:

  1. Не передается по наследству, дети перенимают опыт речевого общения у окружающих взрослых, важно, чтобы дома ребенок слышал правильную грамотную речь. Речь родителей - образец для подражания, поэтому речь родителей должна быть четкая, грамотная, выразительная, без слов «паразитов».
  2. Для развития разговорной речи, больше общайтесь с ребенком. Во время прогулок нужно обращать внимание на различные объекты: машины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку зачем нужны эти здания, объекты. Наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями, обсуждайте с детьми увиденное- в общем обогащайте у детей словарный запас, запас знаний об окружающем его мире.
  3. Дома чаще читайте, беседуя о прочитанном. Можно попросить ребенка пересказать текст.
  4. Играйте с детьми в игры на развитие речи, например:

-«У кого кто?» (у утки - утенок, утята, много утят» и т.д.);

-«Кто чем питается» (кошка - молоком, корова - травой и т.д.);

-«Назовите разные слова, соответствующие предложенному объекту ( собака - добрая, большая, старая и т.д.);

-«Назови ласково» (мяч- мячик, суп-супчик и т.д.);

-«Исправь ошибку» (лыжнику нужны санки…);

-«Из чего - какой» (из ситца - ситцевый, из льна- льняной и т.д.);

-«Пересчет различных предметов» (один автобус, два автобуса, четыре автобуса и т.д.)

  1. Не учите детей буквам и чтению, если у него нарушено произношение каких-либо звуков, так как ребенок обязательно свяжет неправильное произношение с буквой, а когда научится правильно произносить этот звук, то для этого звука уже не будет буквы, так как у ребенка условный рефлекс «звук-буква». То, что дети слышат в своей речи, такое неправильное произношение ассоциируется с буквой.

К тому же буквы, как правило, называются «неправильно» и дети их запоминают неправильно (М- Ме- ЭМ), (Б -Бе- Б) и т.д. Возникают проблемы при обучении чтению. Если решили ребенка научит читать, то буквы необходимо произносить как звуки (Б, В, Г, и т.д.), учить складывать в слоги, слова.

  1. Очень важно развивать фонематический слух- это умение слышать звуки. С какого звука начинается слово, заканчивается, сколько звуков в слове.

Проблема, волнующая родителей -  неправильное звукопроизношение.

В норме у детей 5 лет должны сформироваться почти все звуки, кроме Л, Р.

Неправильное звукопроизношение связано с недостатками в развитии артикуляционного аппарата.

Задача родителей: не ставить звуки, а помочь ребенку укрепить органы артикуляции, после чего звуки, скорее всего сами появятся, если нет серьезных нарушений. Если звуки не появятся, то их будет ставить логопед на специальных занятиях.

Доступные игры с детьми на укрепление мышц артикуляционного аппарата: «вылизывание» тарелок, облизывать губы, перед зеркалом «стройте рожицы», высовывайте язык, доставайте язычком до бороды, носа, «учитесь сплевывать бумажку», делайте звукоподражания: мычите, лайте, мяукайте и т.д. Заставляйте жевать твердые овощи, фрукты, мясо, сухари, корочки хлеба.

Игры на развитие дыхания: дуть на вертушку, пускать мыльные пузыри, дуть на кораблик, дуть в соломинку, на ватный шарик, играть на дудочке, губной гармошке. Учите набирать в рот воды, полоскать горло, надувать щеки, удерживать воздух во рту, перекатывать его с одной щеки в другую.

Родители желают добра своим «чадам», а такие игры доступны, интересны детям и родителям - это полезно, весело, занимательно, все любят «корчить рожицы», посоветуйте к играм привлечь пап, бабушек, дедушек и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Бдительные родители. Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить!»

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к врачу.Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда мал...

Выписка из протокола родительской встречи "Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей"

Выписка из протокола родительской встречи "Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей"...

Дистанционное родительское собрание для родителей детей средней группы 2021г.

Добрый день, уважаемые родители!Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста и на что стоит обратить особое внимание в...

Родительское собрание для родителей детей средней группы «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам организации игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект проведения родительского собрания для родителей детей средней группы на тему: «Безопасность ребёнка в летний период»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"30395529","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"542","width":"798"}}]] Конспект проведения родительского собрания для родите...