Консультация для родителей Что такое агрессия у ребенка?
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей на тему: Что такое агрессия у ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_agressiya_u_reb.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Понятие агрессия…………………………………………………………..4

2. Причины агрессивности…………………………………………………..5

3. Формы коррекции используемые в работе с детьми…………………....9

4. Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности……...11

Заключение…………………………………………………………………….17

Список использованных источников………………………………………..18

Введение 

Дошкольный возраст – время развития и становления личности, время формирования психики и социального научения. То, что дети получат в дошкольные годы, ляжет в основу их дальнейшего развития и формирования межличностных и социальных отношений. Правильному поведению в обществе и взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками дошкольники должны научиться у самых близких им людей – родителей и воспитателей детского сада. Окружающие ребенка взрослые несут ответственность за то, какими вырастут их дети, как сложится их жизнь.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий ("Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!"), до прямых оскорблений и угроз ("Ты - уродина", "Ну и дурак ты!", "Сейчас как дам больно!"). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.).

В настоящее время повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации детей дошкольного и школьного возраста и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.

1. Понятие агрессия

Агрессия - (от лат. «agressio» - нападение, приступ) - это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).

Агрессия - это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

  • Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.
  • Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. 
  • Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
  • Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. 
  • Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий.

Э. Фром считает, что существуют два вида агрессии - «доброкачественная» и «злокачественная». «Доброкачественная»  появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессий» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии».

Агрессии, как и всякой другой реакции, можно научиться через подражание. Дети дошкольного возраста, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии, впоследствии подражали действиям взрослых. Так же подражанию в первую очередь способствуют средства массовой информации, транслирующие очень много фильмов – и тем более мультфильмов – агрессивной тематики. После просмотра таких фильмов дети плохо засыпают, спят тревожно, днем раздражительны и агрессивны.

2. Причины агрессивности 

Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников:

Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный — и мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили.

И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.

Во – первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной агрессии.

Формы агрессивных реакций:

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

  • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм  и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.

3. Формы коррекции используемые в работе  с детьми

Работа педагога с агрессивными детьми должна быть направлена на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка.

Необходимо отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей.

В работе с агрессивными детьми помогают подручные средства, которыми  оборудована группа детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Таким образом, можно выделить  несколько направлений в работе воспитателя с дошкольниками склонными к проявлениям агрессии:

  • Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Это может быть словесное выражение своих чувств и мыслей, а также – выражение гнева в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
  • Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.

Для этого можно использовать релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, этюды – перевоплощения, аутогенную тренировку. Отработка навыков общения.

Задача взрослого – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами (обсуждение, ролевая игра). Формирование способности к эмпатии, сочувствию. Для этого используются такие приемы как чтение художественной литературы, игры и упражнения обязательно с последующим обсуждением чувств и мыслей героев.

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

Коррекционная работа в данном направлении заключается в:

а) установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;        

б) закреплении этих правил в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

в) использовании релаксационных техник: визуальные образы, медитативные сказки, мышечную релаксацию, свободные движение под музыку, игры.

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Задачи коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте — снять) деструктивные элементы в поведении. Например, как нужно поступить малышу, если ему понадобилась игрушка, в которую уже кто-то играет. Это помогает ребенку расширить набор способов реагирования на определенные события, то есть поведенческий репертуар.

4.  Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности

Лучшим средством в работе по преодолению детской агрессии, снятию напряжения у детей является игра.

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы: 1) комкать и рвать бумагу;  2) бить подушку или боксерскую грушу; 3) топать ногами; 4) громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана; 5) пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т.п.); 6) написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; 7) втирать пластилин в картонку или бумагу; 8) использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).

Проведение подвижных игр, направленных на преодоление агрессивности у детей дошкольного возраста

1."Обзывалки" (КряжеваН.Л.) 
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой   форме. 

Инструкция: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!"

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. 

2."Бумажные мячики" (Фопель К.) 

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. 

Инструкция: Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно. 

3. "Попроси игрушку" — невербальный вариант (Карпова Е. В.) 

Цель: обучение детей эффективным способам общения. 

Инструкция: Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

4.Игра «Тух-тиби-дух!»

Цели: «Тух-тиби-дух!" — еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Инструкция: Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по группе, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово — "тух-тиби-дух". В это время другой ученик должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же — трижды сердито-сердито произнести: "Тух-тиби-дух!". После этого продолжайте прогуливаться по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.    

5."Жужа" (Кряжева Н.Л.) 

Цель:  научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. 

Инструкция: "Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными. 

6. «Маленькое привидение»

Цель: Научить агрессивного ребенка в приемлемой форме выплеснуть накопившийся   гнев.  

Инструкция: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили достаточно. Давайте снова станем детьми!»

7. «Сороконожка»

Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Инструкция: Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка  начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

8. «Волшебные шарики»

Цель: Снятие у детей эмоционального напряжения.

Инструкция: Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик-«болик» — и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

9. «Мой хороший попугай»

Цель: Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе

Инструкция: Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?» Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.

10. «Цветик-семицветик»

Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Инструкция: Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из семи лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции. Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии. В течение учебного года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя. Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить с ним об этом и спросить, почему у него изменились представления.  

11.«В тридевятом царстве»

Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установления взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Инструкция: Взрослый и ребенок  (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок), прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаге. Изображая героев, запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка  поместить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться. Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке». Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя…?», «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь…?»

Хочется подчеркнуть, что только проведение системы игр в осуществлении воспитательно - образовательного процесса позволить снизить или преодолеть агрессивность у дошкольников, развивать у них эмпатию.

Заключение

Таким образом, агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Причинами агрессивного поведения бывают как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально – психологические факторы (нарушение эмоциональных связей в отношениях подростка с окружающими людьми, особенности стиля воспитания).

Детей с повышенной агрессивностью отличаются озлобленностью, самоуверенностью, несдержанностью. Общаясь с ними педагог бывает подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывая, что прекрасно понимает внутреннее состояние драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной упрямости, несдержанности. Взрослый человек чувствует внутренние переживания ребёнка, подсказывая ему, что ребенку самому будет трудно справиться собственными силами, что педагог и друзья – его союзники в решении внутренних проблем.

При взаимодействии с агрессивным ребенком педагог: - предъявляя к нему свои требования, учитывает не свои желания, а возможности ребенка; - расширяет его кругозор;  включает его в совместную деятельность, подчеркивая его значимость;  не фиксирует внимание окружающих на легкие проявления агрессивности, хвалит ребенка за хорошее поведение. Ребёнок должен чувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.

Педагог, работая с детьми с повышенной агрессивностью, должен быть внимателен, анализировать действия ребёнка, строить свою работу так, чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для него ситуации.

Список использованных источников

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. [Текст]/ Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь, 2007 – 144 с.
  2. Бандура А. Подростковая агрессия  [Текст]/ Бандура А. ,Уолтерс Р. - М., 1999. – 512 с.
  3. Кон И. С. Какими они себя видят? [Текст]/Кон И. С. //Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А. -  М.: Педагогика, 1988. –  45 – 56 с.
  4. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]/Кон И.С.– М.: Аст – Пресс, 1989.
  5. Маринина Е. Подросток в «стае» [Текст] / Маринина Е., Воронов Ю. //Воспитание школьников. – М.: Москва, 1994. –  № 6. – С. 42-43.
  6. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм [Текст] / Можгинский Ю.Б. – СПб.: Питер, 1999.
  7. Паренс Г. Агрессия наших детей [Текст] / Паренс Г. – М., 1997 г.
  8. Ремшмидт  X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст]/ Ремшмидт  X. –  М., 1994.
  9. Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте» //  http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm
  10. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]/ Семенюк Л.М. – М.: Москва, 1996. – 254с.
  11. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст]/ Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 154 с.
  12. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст]/ Фурманов И.А. –  Мн.: Ильин В.П., 1996.- 192с.
  13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с, ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети и агрессия"

Содержится информация для семей воспитывающих агрессивных детей...

Консультация для родителей "Профилактика детской агрессии"

Детская агрессивность, что это? Любой родитель обязательно знаком с каким-либо проявлением агрессивного поведения, но при этом беспокойство взрослых может быть вызвано совершенно разными явлениями: ма...

Консультация для родителей дошкольников " Детская агрессия"

Каждый, кто хоть раз общался с детьми, имел дело с проявлением детской агрессии.Как себя вести, если ребёнок  сердится дерётся, кусается?...

Консультация для родителей на тему:"Агрессия у детей дошкольного возраста"

Что такое "детская агрессия", ее виды, причины и способы коррекции....

Консультация для родителей "Что такое детская агрессия"

Как агрессивность проявляется у детей? Всегда ли это плохо? Причины детской агрессивности. ...