КОНСУЛЬТАЦИЯ: ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА
консультация на тему

Дворцова Ольга Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ: ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Тема: «ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА»

  «От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

  Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». 
       В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др. 
          В нашем дошкольном учреждении реализуется Программа  «Из детства — в отрочество» — это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Участие в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет родителям увидеть мир с позиции ребенка, относиться к нему как к равному, проявить искреннюю заинтересованность в действиях малыша.

Одним из самых важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является познавательно-речевое развитие, как было уже отмечено ранее. Как известно познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. От внимательного отношения семьи к познавательно-речевому развитию своего ребенка зависит конечный результат.

 В связи с этим целью взаимодействия педагогов с родителями является:
 - объединение усилий взрослых для успешного познавательно-речевого развития каждого воспитанника группы;
- формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;
- способствовать правильному реагированию на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
         Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

  Объединив свои усилия для успешного познавательно-речевого развития, родители и педагоги должны сообща решать следующие задачи:

  •  побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов;
  •  побуждать детей постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;
  •  поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
  •  направлять поисковую деятельность детей;
  •  помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
  • приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
  •  опосредованно задавать проблематику познавательного общения;
  •  поощрять возникновение проблемных вопросов.

 Для полноценного развития детей очень важно постоянно общаться с ними, рассказывать им об увиденном, делиться воспоминаниями из своего детства.

  Педагогическими условиями взаимодействия ДОУ с родителями по познавательно-речевому развитию являются:

  1. Совместное рассматривание фотографий ребенка, при этом родителям необходимо рассказывать ему об интересных случаях из его детства.

Для того чтобы заинтересовать этим родителя педагог может организовать в группе выставку семейных альбомов, фотографий.

  1. Рассказы родителей детям о своей работе – вызывает интерес у дошкольников.
  2. Приобщение родителей к работе по эстетическому развитию детей в процессе восприятия ими природы. Но для этого взрослым необходимо научиться рассматривать вместе с ребенком различные явления и объекты природы, наблюдать за ними в разное время года. Педагог побуждает родителей выводить своих детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений. Результатом этой работы могут быть выставки фотографий, видеофильмов.
  3. Как родителю, так и педагогу, в общении с ребенком необходимо создавать условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине, размеру, форме, цвету.

  Особенно хорошо уже зарекомендовали себя на практике в нашем ДОУ следующие формы взаимодействия с родителями:

  • Обследование речевого и интеллектуального развития детей в присутствии родителей – это предлагает наша образовательная программа «Из детства в отрочество»;
  • Участие родителей в игротеках, праздниках, развлечениях;
  • Создание семейных журналов;
  • Совместной подбор считалок, стихов, загадок познавательного развития;
  • Организация «Встреч с интересными людьми» - данная форма необходима для формирования у детей понятия «деятельность людей» умения общаться с людьми;
  • Также можно организовать выпуск информационных листков успеха, которые знакомят родителей с достижениями дошкольников в области познавательного развития ми способствуют формированию у детей адекватной самооценки.
  • Создание альбома «Моя семья». С какой гордостью каждый ребенок рассказывает своим сверстникам о том, как вместе с папой и мамой они обсуждали содержание альбома, отбирали фотографии, красивые картинки, а потом все вместе вырезали, их наклеивали. Подобная работа способствует налаживанию более теплых и тесных взаимоотношений в семье, у детей правильно формируется важное социальное понятие «семья»;
  • Создание и оформление в группах  информационных уголков «Для заботливых мам и пап» - Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, педагог помещает практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
  • Организация индивидуальных встреч с родителями (их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года);
  • В группах компенсирующей направленности – работа в домашних  рабочих тетрадях
  • общие и групповые родительские собрания;
  •  выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  •   совместное создание предметно – развивающей среды;
  •  работа с родительским комитетом группы;
  •  беседы с детьми и родителями;

Такое тесное взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно - речевом развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.

    Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Хочется продолжить словами поэта Себастьяна Брандта:

  Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит…

Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
 
  В завершении своего сообщения хочется сказать, что:

«Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен. Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут». «Спасибо вам за труд большой,

За все, что сделано с душой!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА"

ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА...

Консультация для родителей на тему: «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка».

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть...

Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».

Консультация для родителей на тему:  «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ,  РЕЧЕВОМ  И  ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ  РЕБЕНКА»....

Консультация для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД».

laquo;ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»....

Консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в познавательно- речевом развитии дошкольников»

    Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. В связи с этим остро стоит вопрос о прим...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА

Статья рассказывает о успешном применении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) как специфическом методе индивидуального обучения....

Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

     Предметный мир, социальная жизнь и природа -  вот основные источники формирования детских ощущений восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен....