Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Рекомендации по развитию памяти, внимания и мышления у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_sayt.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                                                                                           «Как  правильно подготовить ребенка к школе?»

Подготовила: воспитатель Турчина Н.И.

        Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

         Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если    вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

         Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

— Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

— Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

— Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

        Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

     Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «благоприятную обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т. п.

                             Рекомендации родителям по развитию мышления

 Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

 Учить составлять группу из отдельных предметов.

 Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

 Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

 Учить сравнивать предметы.

 Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

 Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

 Побуждать делать самостоятельные выводы.

 Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

 Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

 Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

 Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

 Учить устанавливать причинно-следственные связи.

 Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

 Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

 Способствовать переходу к решению задач в уме.

Игры и упражнения для развития мышления

 «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

 «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

 «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

 «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

 «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», «твердый — мягкий и др.

 «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

 Загадки.

Рекомендации родителям по развитию памяти

 Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

 Обучать культуре запоминания.

 Учить вспоминать последовательность событий.

 Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

 Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

 Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

 Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

Игры и упражнения для развития памяти

 «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

 «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

 «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.

 «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

 «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

 «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

 «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

 «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

 «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

 «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.

 «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

 «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

                       Рекомендации родителям по развитию внимания

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

 Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.

 Часто менять формы деятельности.

 Использовать на занятиях элементы игры.

 Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

 Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.

 Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

 Учить управлять вниманием в соответствии с целью.

 Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.

 Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

 Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания                                               «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

 Игры-головоломки.

 Загадки.

 «Найди отличия».

 «Найди два одинаковых предмета».

 «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

 «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

 «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

 «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

 «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая  внимание на его действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...