Консультация на тему: " Сенсорное воспитание детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Консультация на тему: " Сенсорное воспитание детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Вырастить ребенка, вырастить сад,

Нет счастья выше и труднее от века

                                                                                 И только тот, кто сам душой богат,

Дает миру не жильца,

                                         а Человека.

 По словам Л. Выготского «для всякого обучения существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные сроки. Отказ от них неблагоприятно отражается на ходе умственного развития ребенка».  Младший возраст является наиболее благоприятным для воспитания сенсорной культуры ребенка. В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

   Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни, важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию. Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений.

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

  • Формирование у детей систем перцептивных действий
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов
  •  Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах.

Сенсорное воспитание служит основой умственного воспитания, направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание –это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия и чем они богаче ,тем шире и многограннее  будут сведения об окружающем мире , полученные  ребенком. Современная педагогика считает, что сенсорное воспитание нужно осуществлять в процессе разных видов деятельности – при ознакомлении детей с окружающим миром игровой, конструктивной ,музыкально – двигательной , изобразительной.Ребенка дошкольного возраста учат различать и называть  цвета , форму предмета , учат сравнивать   предметы  по величине , усваивать пространственные ориентировки. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (мягкий, твердый, холодный ,теплый ) и правильно называть их. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого и музыкального слуха.   Таким образом основное содержание  работы по сенсорному воспитанию в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений. Такими эталонами являются основные цвета .геометрические фигуры и др. Если ребенок знаком с эталонами и их словесным обозначением ,ему легче ориентироваться в окружающем мире. : он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет ,форму ,величину предмета ,пространственное расположение его деталей. Обеспечить усвоения детьми сенсорных эталонов –это значит  сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства  предмета.Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами и есть способы обследования предметов ,которым детей необходимо научить .Обследование –это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной деятельности .В процессе  обследования дети учатся выделять и различать  величину , форму . пространственные отношения , цвет.Усвоение сенсорных эталонов и овладение способами  обследования  процесс  длительный и сложный ,включающий постепенный переход ко все более сложным формам восприятия.Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности. Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях и в повседневной жизни. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей ,созданных руками человека. Наблюдение природных явлений с детьми предусматривает прежде всего зрительное восприятие ,включается осязание. : дети трогают ,щупают ,гладят предметы .Если это цветы или плоды ,пусть дети их понюхают. Общение с природой учить детей вслушиваться в пение птиц, шум дождя и т. д. 

Для развития сенсорных способностей большое значение имеет предметно - развивающая среда, созданная в группе. В нашей группе имеется уголок сенсорики, где располагается дидактический стол с пособия для развития сенсорных способностей и мелкой моторики рук. В своей работе с детьми раннего возраста стараюсь использовать много разнообразных дидактических игр как на занятии, так и в повседневной жизни .Детям очень нравится играть в следующие дидактические игры : «Спрячь мышку», «разноцветные дорожки», «Помоги куклам найти свои игрушки» , «Развивающее лото». Наряду с дидактическими играми  в работе с детьми  по сенсорному воспитанию использую упражнения с дидактическими игрушками : матрешки ,разнообразные вкладыши , мозаики .пирамидки и др. Игровое и обучающее начало в их особой конструкции : собирая красивую игрушку путем разнообразных действий  дети видят сами правильность ( получается игрушка ) или неправильность своих действий ( детали не подходят ,предмет не собирается  ошибка наглядна .Стремление получить желаемый результат заставляет снова и снова ,искать необходимые детали ,лучше их рассматривать ,различать по  признакам. Эти упражнения. основаны на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек (собрать, вложить в отверстие соответствующей формы ,разложить ,составить целое из частей ),что позволяют совершенствовать сенсорный опыт детей, являются полезными для закрепления представлений об окружающем мире. Ценность этих игр и упражнений еще и в том, что благодаря заложенному в них принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть вместе, не мешая друг другу. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль.

Ведь только тонко   чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по – настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения ,а в последствии и создать его самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».

Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной  в работе....

Проект на тему: Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д....

Консультация для родителей на тему: " Сенсорное воспитание детей раннего возраста".

Сенсорное развитие формирует полноценное восприятие окружающей деятельности, служит основой познания мира. Благодаря сенсорному воспитанию, дети познают окружающий мир (т.е. форму, величину, размер, ц...

Консультация на тему: «Сенсорное воспитание дошкольников раннего возраста»

Ранний возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти н...

Консультация для воспитателей на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для воспитателей на тему: "Сенсорное воспитание детей раннего возраста" Для того, чтобы воспитать ребенка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитани...

Консультация для родителей на тему:«Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических и игр»

Дидактическая игра -один из основных средств сенсорного развития ребенка.Благодаря дидактической игре ребенок учится распознавать, классифицировать и сравнивать предметы окружающего мира. Поэтому она ...