Тренинг «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»
методическая разработка по теме

Букарева Алла Николаевна

Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moy_rebenok_-_poiski_vzaimoponimaniya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг  

«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»

Цель:  обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:                                                                                                                                                      - Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.                                                                                                                                                             - Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.                                                                                                   - Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.

ХОД:

1. Приветствие

 «Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Мы сегодня собрались с вами поговорить о  детях и взрослых. Вы тоже были детьми, и наверное у каждого найдется детская мечта, или желание, которые не были реализованы по разным причинам, появлялось чувство обиды и не понимания со стороны родителей.  Но все - таки семья – это самое главное в жизни для каждого из нас. Сегодня  у вас появилась возможность  еще лучше понять своих детей и найти путь к пониманию.

2. «Правила работы в группе».    

Для этого нужно проявлять активность, соблюдать правило здесь и сейчас, говорить от своего имени. Готовы к работе?

3. Упражнение «В детстве я был(а)…

Предлагаю  по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут…В детстве я был(а)….»( Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.)

  • предмет для передачи по кругу

4. Упражнение «Солнце любви».

Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. задание: Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка.  На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка.  Предлагаю поделиться  по кругу одним прекрасным качеством вашего ребенка.
Психолог: « Какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки».

  • лист А4 цветные карандаши

5. Мозговой штурм «Объедини части народной мудрости».
      Трудно переоценить влияние матери на воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
задание: Я начну крылатую фразу, а вам необходимо будет закончить фразу(можно хором)


1. При солнышке тепло, а при матери
(добро).

2. У ребенка заболит пальчик, а у мамы (сердце).

3. Где сын молодец, там и хороший (отец).
4. Птица рада солнышку, а младенец
(матери).

5. Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и (сын).

6. Материнский гнев, что весенний (снег).
7. Нет такого дружка, как родная
(матушка).

8. Отец наказывает, отец и (хвалит).

  • вывести подсказки на доску для выбора

Спасибо большое, мы с вами вспомнили мудрости воспитания.

6. Упражнение «Недетские запреты»

Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

задание: Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно.

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

— Что хотелось развязать в первую очередь?

— Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

— Что вам хотелось сделать?

— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

— Какие чувства вы испытываете сейчас?

ВЫВОД: Зачастую взрослые, делая замечания детям в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например: Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

 Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно». А Обращение к ребенку становится  позитивным, т.е. предполагается  ответное действие, а не бездействие.

7. Тест «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные

«проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.

предлагаю вам выполнить тест. который дополнит ваше представление о себе, как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблемы воспитания детей.

  • бланк и ключ  в приложении

8. Игровое упражнение «Родительские установки».

сейчас нам необходимо объединиться в пары с помощью моего волшебного мешочка,  и преодолеть короткую дистанцию ​​по ленте.

Предлагает им карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движения своего напарника - «ребенка».

Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами:

1) «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».

2) «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3) «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Рефлексия по желанию .

Вывод: Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребенком. Ведь словом можно как «уничтожить» ребенка, так и «раскрыть» крылья у него за спиной.

  • 5-6 лент по 1.5 метра, карточки с высказываниями набор *4, место для упражнения

9.  Упражнение «Письмо о счастье»   (3-5 минут).

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа родителей объединяется в 2 команды.

1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о  том, что нужно для счастья детей».

2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам  предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».

Обсуждение:
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

10. Рефлексия.

Психолог: Вот и подошла к концу наша встреча.

Я предлагаю по кругу поделиться  своим мнением, мыслями, впечатлениями о встрече, о воспитании детей, может о каком то найденном пути взаимопонимания с ребенком.

Спасибо, до свидание.

Буклет в подарок



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинг для родителей "Когда ребенок свдит вас с ума"

данная информация может быть использованна психологами, воспитателями, родителями....

Конспект группового собрания для родителей с элементами игрового тренинга на тему: «Адаптация ребенка в детском саду»

Вашему вниманию представлена методическая разработка родительского собрания "Адаптация ребенка в детском саду".Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установ...

Семинар-практикум "Я и мой ребенок-поиски взаимопонимания"

Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка. 1-я часть – теоретическаяП...

Я и мой ребёнок – поиск взаимопонимания

Цель: Создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребёнка.1-я часть – тоеретическаяПсихоло...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»

Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок–взрослый.Задачи: - выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка;- осознание родителями особенностей психофизического развит...

Семинар-практикум "Я и мой ребенок-поиски взаимопонимания"

Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка. ...

«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»

Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.Задачи: - Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.- Ф...