«ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»
материал на тему

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ребенка, позволяет легче и эффективнее овладеть необходимыми знаниями, позволяет достичь цели и решить задачи обучения татарскому языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»

Выполнила: Воспитатель Гизатова А.В.

 «Здоровье – это то, что люди

больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» Ж. Лабрюйер

У каждого предмета своя специфика. Дошкольный курс татарского языка для русскоязычных детей  имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться на татарском языке. При этом они должны усвоить большой объем материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. На своих занятиях я активно применяю элементы здоровьесберегающих технологий. Комплексы упражнений, физкульминуток подбираю в зависимости от вида занятия, его содержания. Упражнения стараюсь подбирать разнообразные, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Для каждой группы необходимо выработать 2–3 условных вербально–поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать дошкольников на другой режим деятельности. Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости. Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринужденная весёлая атмосфера тоже является мощнейшим терапевтическим фактором. Занятие татарского языка отличается большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил. На занятии татарского языка я стараюсь создать такие условия, которые обеспечивают детям высокую работоспособность на протяжении всего занятия и позволяют избежать переутомления. С целью погружения в языковую среду и «разогрева» обучающихся,  я начинаю занятие: А) С пальчиковой игры «Бармак»: «Бу бармак – бабай, Бу бармак – əби, Бу бармак – əти, Бу бармак – əни, Бу бармак – мин, Минем исемем – Азалия». Б) С фонетической зарядки «Тел əфəнде»: «Тел əфəнде проснулся, встал и начал белить потолок, красить правую стену, левую стену, помыл пол. Вышел на крылечко и сказал Ə–Ə–Ə. А барашек ему в ответ БƏ–БƏ. Посмотрел Тел əфəнде вокруг и увидел паровоз и ехал он со звуком Ү–Ү–Ү, а из трубы у него выходил пар ҺӨ–ҺӨ–ҺӨ. А над паровозиком пролетал шмель и жужжал Җ–Җ–Җ. Посмотрел на это всё Тел əфəнде и улыбнулся. Давайте и мы ему улыбнёмся. Зашёл он домой и начал заниматься татарским языком». Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и рифмовок к занятию я обращаю внимание на следующее: – важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой занятия; – преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения; – текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается воспитателем, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

«Кояш күтəрелде, Кинəт җил чыкты.

Яшен яшьнəде, Яңгыр ява башлады,

                               

Яңгыр туктады, Яңадан кояш чыкты».

 Провожу на своих занятиях танцевальные и музыкальные физкультминутки. Музыкальное сопровождение делает урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние детей. Это не только знакомит детей с народным творчеством татарского народа, а также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений.

(Дети выполняют танцевальные движения) Чебилəр зарядкасы «Бер, ике, өч» (слова З. Минхажевой, музыка В. Ахметшина):

«Бер, ике, өч, балалар

Шулай канат кагалар.

Бер, ике, өч, атлагыз,

 Əйдəгез, сынатмагыз!

Утырыгыз, басыгыз,

Ялкаулана кайсыгыз?

Бер, ике, өч, бик əйбəт,

Хəрəкəттə – бəрəкəт!

Бер, ике, өч, атлагыз,

Əйдəгез, сынатмагыз!»

Пальчиковые игры – это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что, несомненно, является очень важным для маленького человека, начинающего осваивать язык. Сюжетная канва игры, иллюстрируемая, несомненно, движениями пальцев, способствует повышению интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в общении. С помощью пальчиковых игр я ввожу новые лексические единицы, отрабатываю фонетику и речевые образцы. «Баш бармак баш кашый,

Имəн бармак имəн кисə,

Урта бармак утын яра,

Атсыз бармак ат куа,

Чəнти бармак чəй эчə».

Важную роль имеют упражнения во время письма:

 «Без яздык, яздык, яздык,

Бармакларыбыз арды.

Аз гына без ял итик

Һəм тагын яза башлыйк».

Игра – одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации. Дети очень любят играть. Но в данном случае имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху. Большую роль играет игра–пантомима, при помощи которой дети запоминают и вспоминают но вую лексиуку. Игру начинает воспитатель, а продолжают дети. Эффективность этой игры в том, что, что дети, по своей природе, в основном хотят быть в центре внимания и любят, когда остальные ребята угадывают их действия. А чтобы показать свои действия, они должны правильно угадать и ответить на вопрос: Мин нишлим? (Что я делаю?). Следовательно, чтобы ответить правильно, надо знать и вспомнить эти выражения. В этой игре с удовольствием участвуют все до единого. А также детям интересны игры: – при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать в воздухе; – при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями. Песня на уроке – хороший вид релаксации, которая представляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. На примере следующей песни можно показать изучение глаголов , активизацию лексики:

 «–Күрсəт əле, үскəнем,

  • Күрсəт əле, үскəнем,
  • Ничек кошлар очалар?
  • Ничек урак уралар?
  • Менə шулай, менə шулай,
  •  Менə шулай, менə шулай,
  • Шулай кошлар очалар.
  • Шулай урак уралар.
  • Менə шулай, менə шулай,
  • Менə шулай, менə шулай,
  • Шулай кошлар очалар.
  • Шулай урак уралар».
  • Поскольку количество детей с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.
  • «Яздым җөмлə, иҗек, сүз,
  • Бик арыды минем күз.
  • Йомам күзем: ял итсен,
  • Ачам күзем: күп күрсен.
  • Тагын йомам һəм ачам,
  • Бер йомам да бер ачам.
  • Күзлəр хəрəкəте белəн

Бик зур əйлəнə сызам».

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ребенка, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на занятии, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения татарскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача обучения – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Список литературы

1. Закирова К.В. Уйный–уйный үсəбез.–Казан: "Мəгариф", 2005.

2. Харисов Ф., Харисова Л. Уен–милли тəрбия чарасы. – Чаллы: "КамАЗ" нəшр., 1994.

3. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке.// Начальная школа. 2010 . №6

МБДОУ детский сад «Капелька» села Рождествено Лаишевского

муниципального района РТ

Выступление на тему:

«ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»

                      Подготовила воспитатель

Гизатова Алсу Вагизовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию

Статья была опубликована в сборнике методических материалов "Формирование и развитие здоровьесберегающей среды в ДОУ" ХАКИРОиПК г. Абакан, Республика Хакасия...

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по английскому языку с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)

Сохранение здоровья дошкольников – приоритетное направление образования. Учет индивидуальных особенностей дошкольников, дифференцированный подход к детям с разными...

ООД в средней группе с использованием элементов УМК по обучению детей татарскому языку "Уйный-уйный саныйбыз"

Вашему вниманию предоставлено ООД в средней группе  с использованием УМК по обучению детей тарскому языку в средней группе. Занятие направлено не только на развитие коммуникативных навыков , но и...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию

Методические рекомендации  педагогам по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях английским языком в ДОУ"

Материал знакомит с разными приемами здоровьеформирующих технологий, используемых на занятиях английским языком в ДОУ....

Инновационные технологии на занятиях музыки. Физкульминутки и динамические паузы, как обязательный элемент здоровьесберегающей технологии

Одна из основных задач образовательного процесса состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным и психофизическим этапам  ра...