План работы с родителями на 2017-2018 учебный год
материал на тему

Жук Ирина Михайловна

План работы с родителями на 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_raboty_s_roditelyamiv_starshey_gruppe.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с родителями

детей старшей группы

на 2017 – 2018 учебный год

Месяцы

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сентябрь

Организационное родительское собрание:

 - «Возрастные особенности детей 5 - 6 лет»

Анкетирование:

- «Здоровый образ жизни в вашей семье -что это такое?»

Фотовыставка.

- «Как мы живем» -отражающая игровую и оздоровительную деятельность.

Советы родителям:

- «Гардероб для детского сада. На прогулку».

Консультация.

 - «Все о детском питании»

Знакомство родителей с программой воспитания детей в детском саду.

Ознакомление родителей с пространством группы, способствующей развитию детей.

Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.

Октябрь

Круглый стол:

- Презентация «Здоровье ребенка в наших руках».

Тестирование родителей

- «Состояние здоровья вашего ребенка?»

Консультация через сайт группы

- «Мероприятия по оздоровлению проводимые в группе и в детском саду».

Индивидуальные беседы о необходимости проводить возрастные прививки.

- Домашнее задание «Правильное - неправильное питание» - (коллаж, рисунки, поделки).

Распространение педагогических знаний среди родителей.

Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и в условиях детского сада.

Информирование о состоянии здоровья детей.

Ноябрь

Конкурс семейного рассказа

- «Как провести выходной день с ребенком?»

Консультация:

- «Все о развитии детской речи».

Индивидуальные беседы с родителями

- «Спортивная обувь для занятий физкультурой».

Памятка для родителей:

- «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»,

Выставка детских совместно с родителями работ:

- «Чтобы не было беды.»

Повышение педагогической культуры родителей.

Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.

Теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Декабрь

Консультация

- «Наступили холода» - грипп, меры профилактики.

Памятка для родителей

- «Кодекс здоровья».

Рекомендации.

- «Научим детей ухаживать за полостью рта»

Оформление праздничной газеты «С новым годом, с новым счастьем!»

Папка-ширма

- «Осторожно, гололед».

Сайт группы

- «Посоветуйте мне - детский Новогодний праздник дома».

Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей.

Активизация родителей по диалогу «посоветуйте мне»

Выявление и анализ волнующих вопросов.

Январь

Консультация.

- «Закаливание- одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

Памятка для родителей.

- «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной».

Консультация.

- «Самостоятельность ребёнка, ее граница».

Фотовыставка.

- «Зимние развлечения всей семьей».

Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома.

Повышение педагогической культуры родителей.

Ознакомление с задачами по сохранению и оздоровлению здоровья детей.

Февраль

Анкетирование пап.

- «Я знаю своего ребенка…»

Выставка детских рисунков.

- «Мой папа».

Индивидуальные беседы с папами.

- «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

Ко дню защитника отечества совместный спортивный праздник.

- «Вместе с папой».

Поделки родителей и детей

- «Наши увлечения».

Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимает папа.

Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки, совместных поделок, спортивного праздника.

Распространение педагогических знаний среди родителей.

Март

Родительское собрание.

- «Ребенок и правила дорожного движения».

Презентация.

- «Внимание улица».

Консультация.

- «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».

Выставка детских работ.

- «Красный, желтый, зеленый…»

Папка-ширма.

- «Если ваш ребенок часто болеет».

Праздничная газета-коллаж к 8 марта.

- «Рисуем с папой мамин портрет».

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Повышение педагогической культуры родителей.

Знакомство с требованиями

развития и обучения в детском саду по правилам дорожного движения.

Апрель

Презентация для родителей.

- «Художественно-эстетическое развитие детей дома».

Консультация.

- «Развитие творческих способностей».

Памятка для родителей.

Поиграем дома: «Русские народные игры, хороводы, песни. подвижные игры».

Субботник совместно с родителями на участке.

- «День добрых дел».

Выявление у родителей волнующих вопросов по теме «развитие творческих способностей у детей».

Знакомство родителей с задачами воспитания и обучения в детском саду по теме «Художественно-эстетического развития».

Обогащение педагогических знаний о развитии творческих способностей детей.

Май

Итоговое родительское собрание.

Открытое совместное мероприятие КВН

- «Если хочешь быть здоров!».

Консультация.

- «Все о компьютерных играх».

Рекомендации.

- «Босиком по росе. Как закаливать ребенка летом».

Папка-ширма.

- «Организация летнего отдыха».

Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, родителей.

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Способствовать формированию коллектива группы.

Перспективный план работы

с родителями старшей группы

на 2017-2018 учебный год.

Сентябрь

  1. «День знаний». Торжественная встреча детей и родителей, приветственное слово в начало учебного года.
  2. «День города». «Фото – выставка» достопримечательности города.
  3. Консультация в родительский уголок: «Особенности развития ребенка 5-6 лет».
  4. Беседа с родителями: «Ребенок и родитель»
  5. Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь. Осень».
  6. Родительское собрание: «Начало учебного года. Вводное».
  7. Анкетирование «Детский сад глазами родителей».

Октябрь

  1. «С рождения за безопасность движения». Консультация: «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД»
  2. Поделки и рисунки на тему: «Как я провел лето».
  3. Консультации: «Правила хорошего тона за столом».
  4. Анкета: «Определение типа детско-родительских отношений»
  5. Беседа «Не балуй!»
  6. Консультация: «Влияние родительских установок на развитие детей».
  7. Спортивный досуг «День гимнастики». Рисунки совместно с родителями «Утренняя зарядка».

Ноябрь

  1. Консультация: «Синичкин календарь».
  2. «День матери. Мама – счастье моё!» совместный досуг с родителями.
  3. Консультация: «Как сделать семью счастливой?»
  4. День народного единства. Помощь в изготовлении презентации о празднике.
  5. Консультация: «Внешний вид, как основа внутреннего мира дошкольника».

Декабрь

  1. Консультация: «Речевой этикет и правила общения. Пример взрослого ребёнку».
  2. Подготовка к проведению конкурсу «Знайка».
  3. Привлечь родителей к оформлению и совместному проведению праздника «Новый год».
  4. Консультация: «Внимание! Наступает зима!»
  5. Анкета: "Семейные традиции".

Январь

  1. Подготовка к досугу: «Рождественские забавы», «Колядки».
  2. Консультация: «Спасибо – важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников».
  3. Родительское собрание: «Как отвечать на детские вопросы».
  4. Консультация в родительский уголок: «Детские страхи могут испортить всю жизнь».
  5. Подготовка родителей детей к шашечному турниру.
  6. Изготовление письма, конверта ко «Дню письма и почты».

Февраль

  1. Выставка рисунков: «Мои любимые игрушки».
  2. Спортивный праздник, совместно с родителями: «Праздник, посвящённый, Дню защитника отечества. Папа – самый лучший друг».
  3. Консультация в уголок: «Какой хороший папа!»
  4. Анкета: «Какова роль отца в семье?»
  5. Подготовка к проведению досуга «Широкая масленица» - чаепитие.
  6. Консультация для родителей: «Народные традиции».

Март

  1. Подготовка к празднику 8 марта.
  2. Консультация «Мама слово золотое - роль матери в воспитании дошкольника».
  3. Подготовка костюмов к детскому театрализованному представлению.
  4. Досуг совместно с родителями «Литературная гостиная».
  5. Консультация: «Значение театра в жизни дошкольника».
  6. «День смеха», подготовка и совместное проведение досуга.

Апрель

  1. «Беседа. Витаминный календарь».
  2. День птиц. Выставка поделок и рисунков «О весне и птицах» детей совместно с родителями.
  3. «День космонавтики». Подготовка к проведению досуга : заучивание стихов, рисунки и поделки.
  4. Консультации для родителей: «Духовное и нравственное воспитание детей».
  5. Беседа: «Традиции на праздник Пасхи».
  6. Консультация: «Вежливость воспитывается вежливостью».

Май

  1. Консультация: «Народные традиции - День Труда».
  2. Подготовка и проведение досуга, совместно с родителями «Дню Победы 70-лет».
  3. День памятника. Помощь в подготовки экскурсии, возложению цветов к памятнику «Великой отечественной войне» в районе Новокосино.
  4. Родительское собрание: «Итоговое. Скоро лето».
  5. Беседа: «Развивающие игры летом».
  6. Подготовка к «Празднику - день защиты детей».

Июнь

  1. Досуг совместно с родителями: «Лето красное пришло!»
  2. Консультация: «Закаливание ребенка»
  3. Беседа «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».
  4. Беседа «Витаминный календарь. Лето».
  5. Беседа с родителями: «Вы спрашиваете, мы отвечаем»

Июль

  1. Подготовка и проведение праздника: «Любви, семьи и верности».
  2. Беседа: «Как с пользой и весело провести лето вместе с ребёнком».
  3. Консультация: «10 рецептов против жадности»
  4. Консультация «Изучаем дорожную азбуку»
  5. Беседа: «Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями».

Август

  1. Консультация: «Игра в жизни ребенка».
  2. Консультация: «Разговор на равных».
  3. Беседа: «Авторитет родителей».
  4. Беседа: «Осторожно! Ядовитые грибы!»

Перспективный план работы с родителями

старшей группы «В» на 2017 – 2018 год

Цель: создать в группе необходимые условия для развития ответственных

взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие

личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания детей.

Задачи:

1.Распространять педагогические знания среди родителей;

2.Оказать практическую помощь в воспитании детей;

3.Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы:

адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для

налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию

ребёнка.

Темы родительских собраний на учебный год

Месяц Тема

Сентябрь

Родительское собрание

« Психофизиологические особенности детей 5-6 года жизни».

-итоги летней работы;

-задачи воспитания и обучения на новый учебный год;

-организация режима дня;

-анализ мониторинга речевого и физиологического, психологического

развития;

- выбор родительского комитета.

Февраль

Родительское собрание «Воспитываем добротой»:

-анкетирование родителей по вопросам правового воспитания;

-патриотическое воспитание детей;

-динамика речевого развития детей старшей группы.

Май

Итоговое родительское собрание «О наших успехах и достижениях».

-компьютерная презентация о деятельности детей в течении года;

- анализ образовательной деятельности;

- как оздоровить ребенка летом.

Мероприятия взаимодействия с родителями

Месяцы Название мероприятия

Сентябрь

1. Анкета для родителей:

-«Будем знакомы»

-«Что рисует Ваш ребенок».

Цель: выявить сведения о родителях и детях, условиях проживания и

интересах семьи.

2. Оформление уголка для родителей:

-Информация о режиме работы, сотрудники, графики приема

специалистов.

-режим дня.

-меню.

-учимся наблюдать за изменениями в природе.

-давайте почитаем.

-давайте поиграем.

4. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны», «Моя малая

родина»

5. Памятки для родителей

- возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: педагогическое просвещение родителей по физиологическому

развитию.

6. Консультации:

-« Развитие детской речи»

- «Детский язык рисунка».

Цель: Педагогическое просвещение по речевому и художественно-

эстетическому развитию.

7. Участие родителей в подготовке праздника « Осень в гости к нам

пришла»

Октябрь

1.Письменные и устные консультации, беседы « Участие семьи в

коррекции речевого развития».

Цель: выявление роли семьи и оказания помощи своему ребенку в речевом

развитии.

Цель: донести до родителей сведения о правилах выполнения заданий.

-« Как приучить ребенка к самостоятельности в выполнении режима в

семье».

Цель: активизировать у родителей их педагогический потенциал в

интересах полноценного развития личности ребенка.

-« Как воспитывать привычку следить за чистотой своего тела».

Цель: формирование представлений по воспитанию культурно-

гигиенических навыков и навыков по самообслуживанию.

- «Азбука дорожного движения».

Цель: Формировать у детей понимание правил безопасности при

осуществлении дорожного движения

Цель: дать ответы родителям на интересующие их вопросы, показать

практически выполнение заданий лил упражнений.

- Нравственно-патриотическое воспитание в семье

- Консультация для родителей « О чем свидетельствуют детские рисунки».

2. Обновление информации в родительском уголке:

- « Мое родное село».

-Ваш вопрос - мой ответ – почтовый ящик .

-Если ребенок плохо ест….

-Если ребенок дразниться и ругается.

-Ребенок и телевизор.

-Активный ребенок.

3. Беседа с родителями о необходимости вакцинации ( грипп, орви)

Цель: проявление заботы о здоровье и здоровье сбережении детей.

4. Активизация родителей в оказании помощи в работе группы детского

сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного

учреждения и родителей:

-изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- изготовление с детьми массажных ковриков для корригирующей

гимнастики.

Цель: Проявление заботы о детях. Содействовать формированию

благоприятного климата в семье посредством совместного участия

родителей в жизни ДОУ.

-участие в изготовлении поделок « Золота осень».

Цель: Способствовать становлению продуктивных детско-родительских

отношений. Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых

ОУ.

-организация помощи в уборке листьев на участке.

Цель: активизация родителей, развитие коммуникативных качеств у

родителей.

Декабрь

1.- Консультации:

-Коррекционная работа по формированию лексико- грамматических

компонентов речи у дошкольников с ОНР.

-Дидактические игры как основной метод обучения грамоте и навыкам

звукового анализа и синтеза.

- организация культурн о - досуговой деятельности в выходной.

-«Что необходимо помнить при общении с собаками и кошками».

-« Телевизор и компьютер – друзья или враги».

- «Основы пожарной безопасности»

Цель: педагогическое просвещение родителей.

2. Круглый стол.

- « Значение мелкой моторики и общей моторики в коррекционной работе с

детьми», практикум по развитию мелкой моторики

( пальчиковые игры, художественно-творческая деятельность).

3. Активизация родителей в оказании помощи в работе группы детского

сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного

учреждения и родителей:

- участие в конкурсе родителей и детей «Зимушка-зима»

- изготовление костюмов к новогоднему карнавалу.

-изготовление украшений для группы к Новогоднему празднику.

Цель: Способствовать становлению продуктивных детско-родительских

отношений. Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых

ОУ, привлечение родителей к совместному празднованию Нового года.

Развитие творчества. Способствование развитию позитивных

взаимоотношений.

4.Беседы:

- Вместо телевизора - кисти клей, краски.

-Чесночницы- одна из профилактических мер вирусных инфекции.

-Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания.

Цель: педагогическая информированность родителей. Охрана жизни и

здоровья детей .

- Чем занять ребенка в праздничные дни.

Цель: Пропаганда здорового образа жизни. Оказание теоретической

помощи в организации детского досуга.

5. Смена информационного блока в родительском уголке.

Оформление памятки: «Правила пожарной безопасности»

Цель: Своевременное и качественное информирование родителей.

Январь

1.Привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской

деятельности по теме « Тайна моего имени» (права ребенка)

Цель : вызвать интерес к исследовательской деятельности.

2. Совместное с родителями пополнение уголка театрализованной

деятельности.

- изготовление масок совместно с родителями « Птицы»

Цель: Активизировать родителей в оказании помощи в работе группы

детского сада, развитие творчества.

3. Совместное с родителями оформление снежных построек на

прогулочном участке.

Цель: Способствовать развитию позитивных взаимоотношений.

4. Консультации:

-как уберечь ребенка от простуды и гриппа.

- « Опасный лёд». Как оказать первую помощь ребенку.

- «Пиротехника опасна».

Цель: Дать рекомендации и советы, познакомить с факторами

повышенного травматизма.

-как учить ребенка рассказывать по картине.

- «Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной?».

Цель: педагогическое просвещение родителей.

5. Индивидуальные беседы.

-если ваш ребенок не вежлив

-конь-огонь, или как себя вести с гиперактивным ребенком

- Как научить ребенка пользоваться столовыми приборами. Правила

этикета за столом.

6. Обновление информации в родительском уголке.

-оформить стенд-выставку « Тайна моего имени»

- Информационный стенд «Пожароопасные предметы»

-« Дорога безопасности»

-« что читать ребенку о природе зимой»

-« 5 дел перед сном» ( советы бабушек и дедушек)

-тренируем пальчики и развиваем речь

Цель: распространение знаний о правилах дорожной безопасности, о

формировании познавательного интереса, о здоровом образе жизни

Февраль

1-Оформление стенгазеты совместно с родителями « Мой папа»

- Конкурс творческих работ, совместно с родителями.

Цель: Активизировать родителей в оказании помощи в работе группы

детского сада, развитие творчества.

2.- Привлечение родителей к подготовке и празднованию праздника

« День защитника Отечества»

Цель: Организовать поздравление мужчин с Днем Защитника Отечества.

3.Консультации:

- «Воспитываем патриота своей Родины»

- « Ребёнок и электроприборы»

-«Растим будущего помощника».

Цель: Воспитание культуры общения и поведения, волевых,

патриотических качеств у мальчиков.

- «Осторожно гололед».

- «Первая помощь при ожогах, электротравмах»

Цель: Обобщить знания о пользе и значении здоровьесберегающих

технологий.

-«Как создать ситуацию успеха ребенку с недоразвитием речи».

-«Нетрадиционные техники рисования: «Рисование сухой кистью» соль,

«Оттиск печатками»

- « Путешествие в мир искусства» .

Цель: Педагогическое просвещение родителей.

4. Индивидуальные беседы:

-с папами: « Кого вы считаете главным в воспитании ребенка»

-«Если ребенок привык неправильно сидеть».

-«Если ваш ребенок не умеет завязывать шнурки».

-«Почему мой ребенок ничего не успевает».

5. Смена информационного блока в родительском уголке:

-« 7 великих и обязательных не» ( о том, как не надо кормить ребенка)

-«Правила здорового режима в семье».

Цель: Распространение педагогических знаний о формировании у детей

потребности в труде, здоровом образе жизни.

Март

1. Активизация родителей в оказании помощи в работе группы детского

сада,

-Привлечь родителей к участию в конкурсе рисунков « Рисуем вместе с

мамой»

-участие родителей в празднике «Масленица»

Цель: Выявление творческих способностей. Проявление заботы о детях.

Содействовать формированию благоприятного климата в семье

посредством совместного участия родителей в жизни ДОУ.

2. Сбор материалов для оформления стенда « Нет на свете краше мамочек

наших» (фотовыставка)

Цель: Организовать поздравление с праздником мам.

5.Консультации:

-« Как привлекать ребенка к труду дома».

-« Динамические паузы и физминутки в семье».

-« Если к вам в гости пришли гости».

-«О пользе дыхательных упражнений».

-«Нетрадиционные техники рисования: «Монотипия пейзажная», «Рисунки

из ладошки»,Ожившие предметы, « Оттиск печатками» из плотной резины,

«Клеевые картинки», ( витраж)»

6. Рекомендации на каждый день.

« Весенний авитаминоз»

Цель: Знакомить с факторами способствующими укреплению здоровья.

7. Индивидуальные беседы:

-« Что нужно для созревания мышечной системы?»

- «Как воспитывать в ребенке уверенность».

-«Рассеянный ребенок- какой он?».

-«Как воспитывать дружеские отношения со сверстниками».

8. Смена информационного блока в уголке родителей:

-« Какой должна быть библиотека старшего дошкольника в семье?».

-« Уводим ребенка в прекрасный мир книг»

Апрель

1. Организация субботника по благоустройству детского участка.

Цель: Способствовать формированию сплоченности детей и родителей.

Приобщение к трудовой деятельности детей методом примера взрослых.

2. Анкетирование родителей:

- « Знаете ли вы своего ребенка, о его достижениях?»

-« Что нужно знать о своем ребенке».

Цель: Анализ сформированности представлений родителей о динамике

развития своего ребенка. Теоретическая помощь в вопросах воспитания

ребенка.

- Совместная работа детей и родителей по изготовлению муляжей

« Хлеб - всему голова».

4. Консультации:

- «Развитие навыков безопасного общения с незнакомцами»

-« Тряпичная игрушка- мой амулет».

-« Придумывание иллюстраций к сказке вместе с ребенком» с

использованием нетрадиционных техник рисования.

-« Надо ли приглашать маленьких друзей ребенка к себе домой?».

-« Причина плохого аппетита, в чем проблема?».

- « Как совершенствовать память ребенка?».

-« Как работать с ребенком на даче, дома?».

Цель: Формирование единства требований, педагогическое просвещение

родителей.

5. Беседы:

-« Что скрывает ребенок за маской « шалуна»?».

-« Игры на свежем воздухе».

-« Тряпичная игрушка- мой амулет».

Цель: Дать родителям сведения о психологической самозащите ребенка.

6. Смена информационного блока в родительском уголке:

- « Азбука вежливости»,

- « Придумывание сказки вместе с ребенком».

Май

1. Совместная работа с детьми по оформлению предметно-развивающей

среды группы:

- Совместная работа с детьми изготовление и пополнение атрибутов к

сюжетно-ролевой игре « Почта»

-Привлечь родителей к помощи в организации и проведении экскурсии по

улицам села Красные Четаи. Возложению цветов к памятникам героям

ВОВ.

- Конкурс родителей и детей « Интересные места нашего села».

- Конкурс родителей и детей « Чего нельзя делать на дороге». Совместная

работа детей и родителей по изготовлению разрешающих и запрещающих

знаков .

-Конкурс родителей и детей « Мой любимый цветочек» изготовление

шапочек или костюмов цветов.

3. Объявить летнюю акцию по сбору природного материала для ручного

труда.

Цель: активизация родителей, развитие позитивного отношения к

поручениям.

4. Консультации:

- «Полосатые хищники» (опасность насекомых)

-« Скоро лето».

-« Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

- «Как организовать детский досуг летом».

Цель: Дать представления о значении летнего периода в оздоровлении

детей.

5. Индивидуальные беседы:

-« Вредная привычка» ( откусывание ногтей).

-« Почему ребенок обманывает?».

-« Плаксам - как помочь ребенку?».

-« Мой ребенок неуклюжий».

6. Смена информационного блока в родительском уголке:

-« Динамические упражнения и пальчиковые игры в семье».

- « Внимание – осанка».

-« Одаренность-особенность ребенка».

-« Зачем ребенку песочные часы».

Цель: Познакомить с факторами , способствующими укреплению

физического и психического здоровья детей.

Семинар-практикум с родителями «Игра-ведущий вид деятельности

дошкольников».

Цель практикума:

Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими.

Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и

поскольку игра является основным видом деятельности, она имеет особое значение во

всестороннем развитии и воспитании при целенаправленном и умелом руководстве

взрослого.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка...

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

А. С. Макаренко.

1. Психологический тренинг «Приветствие»

Родители и педагог встают в круг. Воспитатель касается открытыми ладонями ладоней

стоящего рядом, при этом называя свое имя. Таким образом, все стоящие в круге родители

имеют возможность друг с другом познакомиться.

2. Выступление педагога.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются

основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь,

воображение, восприятие.

У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием,

радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не

только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а

основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие,

мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития

вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.

Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно

проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид

деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. И, что немаловажно, в

данной системе обучения -обучения через игру - не существует жестких нормативов для

каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого,

воспользоваться помощью взрослого один или десять раз. Главная цель -заинтересовать

ребенка такой деятельностью. И даже если у малыша не с первого раза получается

выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг

навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.

Но все дети разные, семьи разные, условия развития разные. Само по себе количество

знаний или навыков не может служить показателем развития. Важнее, как ребенок умеет

ими пользоваться, применяя их. Для успешной подготовки к обучению в школе очень

важны основные психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение,

мышление, речь). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у

детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему мы хотели бы заострить

ваше внимание на этой проблеме.

От родителей требуется одно - запомнить, что ИГРА - это своеобразный ключ в их

руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка.

Мы предлагаем в течение этого учебного года провести с вами цикл встреч, во время

которых мы познакомим вас с развивающими играми для детей. Эти игры направлены на

коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии, в

частности с ЗПР. Сегодня наша первая встреча, на которой пойдет речь о внимании и

памяти.

3. Физминутка для родителей.

Педагог: -Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый?

Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание.

Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши;

«Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда

неправильные сигналы.

4. «Развивающие игры»

«Внимание»

Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является

проблема развития внимания. Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и

свойства.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная

направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном

восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания

мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более

аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности,

которой оно сопутствует.

Выделяют 3 основных вида внимания

Объем внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать,

охватить в короткий промежуток времени (4года-один объект; 6-7лет -три объекта).

Устойчивость внимания - это способность сохранять долгое время сосредоточенность в

деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Распределение внимания - это умение выполнить несколько видов деятельности

одновременно.

Итак, давайте поиграем в игры и упражнения, которые можно использовать в домашних

условиях, для развития внимания вашего ребенка.

«Что изменилось»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку

предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем

временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по

вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

«Четвертый лишний»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из

другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с

изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что

здесь лишнее и почему?

«Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а

зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре

шарика, один из них большой).

А также вы можете дома заниматься с ребенком:

- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование

элементарных узоров по образцу:

- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:

- играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2

картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

5. Физминутка для родителей «Буратино»

Буратино потянулся - раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать.

(родители выполняют движения по образцу педагога).

«Память»

А теперь речь пойдет о памяти человека.

Человек получает за свою жизнь огромное количество информации. Однако, большую

половину узнанного забывает. Люди мирятся с этим, считая что «хорошая память либо

есть, либо ее нет. И тут уж ничего не поделаешь». Но, оказывается, что это совсем не так.

Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок

познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть

развиты все виды памяти.

Таким образом, память это фундамент развития человека в целом, и если у ребенка с

нарушениями в развитии есть отклонения в процессах памяти, наша с вами задача вести

коррекционную работу на ее развитие.

Мы предлагаем для вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях,

в свободное время, по дороге домой или в детский сад.

«Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых

изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы

которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

«Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция:

- Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на

запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

- мальчик устал

- девочка плачет

- папа читает

- мама готовит

- бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему

называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать

рисунок, который поможет в запоминании.

«Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот

предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и

подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:

- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.

- «Добавь словечко»; «Слушай и рисуй»

- «Что изменилось?»; «Расставь точки»; «Нарисуй такой же предмет»

- «Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек».

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после

одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их

регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать

часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось

заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный

урок

Итак, внимание и память можно и необходимо тренировать, вместе с тем необходимо

учитывать, что нарушения этих психических процессов может быть связано с

особенностями функционирования нервной системы ребенка(гиперактивность, ППЦНС и

др.) или с его общим физическим состоянием.

Таким образом, хочется сказать что самое главноелюбые игровые взаимоотношения

сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым

сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой

помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в

детском саду, так и дома.

В конце практикума родителям предлагают заполнить отклик-анкету с вопросами:

«Ваше мнение о нашей встрече______

Родительское собрание в старшей группе детского сада.

Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста».

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в

целом.

Задачи:

Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.

Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по

экологическому воспитанию - методе моделирования.

Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей

среде.

Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры

дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде

аппликации.

Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.

Оформить выставку пособий, дидактических игр по методу моделирования в

экологическом воспитании.

Подготовить материал для изготовления моделей в практической части.

Подобрать музыкальное сопровождение, создать слайды по теме собрания.

1 часть – выступление воспитателя в сопровождении грамзаписи: «Звуки природы».

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас,

а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Каждый

человек должен иметь определённый уровень экологической культуры, экологического

сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу

которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на

основополагающие идеи и понятия экологии. Взаимодействие человека с природой

чрезвычайно актуальная проблема современности. В любое время года наблюдательный

человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется

окружающий мир. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая

излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных - наше богатство. Его надо беречь.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой

осторожностью. Немного времени надо, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить

его надо много десятков лет. Ничего нет легче, поймать рыбу во время нереста: она теряет

в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и её многочисленное

потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них

начнут хиреть окрестные леса и рощи. Необходимо воспитывать в детях заботу о родной

природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их

свойства, повадки, суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не

только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и

разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью,

лягушке, цветам и деревьям – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и

безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только надо им помочь сохранить её на

всю жизнь. Это и будет формирование основ экологической культуры у детей.

Анализ анкет родителей.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так

как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально,

обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не

заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о

растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им,

сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как

можно полнее в целях экологического воспитания.

«Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский.

(слайд)

Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для

этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Любознательность, пытливость, желание узнавать – это те самые первые, самые

необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к

школе, к будущей жизни в целом.

Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является

чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять

непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей. Именно

модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного

познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку

возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а

процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. (слайд) Например,

глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление можно назвать моделирующей

деятельностью.

Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и

отвлечься от несущественных в данном конкретном примере. Так, раскрывая тайну

деревьев с помощью модели, ребенок легче запоминает части дерева (корни, ствол, ветки,

листья, плоды), а также узнает, какую пользу они приносят человеку. После наблюдения

за божьей коровкой, когда детям представляется модель строения частей насекомого, они

легко усваивают то, что они во время наблюдения могли и не заметить: насекомое имеет

три части тела (голова, грудь, брюшко), крылья, у него есть шесть ног. С помощью схем-

моделей дети хорошо могут устанавливать причинно-следственные связи: с наступлением

холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края

птицы и т. д.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются

различные виды моделей: (слайд)

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние

взаимосвязи реальных объектов и явлений.(Показ предметных моделей с выставки.)

К ним относятся различные предметы, конструкции.

2. Предметно-схематические модели. (показ предметно – схематических моделей с

выставки) В них существенные признаки, связи и отношения объектов представлены в

виде предметов-макетов.

3.Графические модели (показ графики, схемы) передают обобщенно признаки, связи и

отношения природных объектов и явлений.

В качестве дидактического материала, кроме моделей, можно использовать

мнемотаблицы.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определённая информация. Например,

при запоминании стихотворений, загадок, пословиц. (Слайд.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания, выполняло свою функцию,

она должна соответствовать рядутребований:

1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания.

2. Быть простой и доступной для создания и действия с ней.

3. Ярко и чётко передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть

усвоены.

4. Модель должна нести в себе что-то новое, то, чего ребёнок ещё не знает.

Как у ребенка развить умение переводить реальный объект в знаково-

символический образ:

1. рассмотреть объект целостно;

2. поделить объект на части, определить существенные признаки;

3. заменить признаки на знак, символ;

4. схематически изобразить целый объект.

Модели доступны детям – внесены в предметно-развивающую среду группы и

применяются воспитанниками в самостоятельной деятельности, а также используются в

групповой, подгрупповой, совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми,

режимных процессах.

Когда ребёнок начинает придумывать модель самостоятельно – это лучший результат

работы по моделированию.

Таким образом, ребёнок понимает язык символов через работу с моделями и потребности

растений, развивается связная речь, логика, способность делать собственные выводы,

развивается мышление, логические действия. На этой основе у детей формируются

обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного

окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников

целостного образа природы.

2 часть – Практическая.

Родителям предлагается разделиться на группы.

Проводится викторина: «Компетентность родителей в сфере экологии»

- Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь,

дятел)

- Какое яйцо самое прочное? (страуса – выдерживает вес 15 кг)

- Где у кузнечика уши? (на ногах)

- Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

- Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

- Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

- Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

- Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)

- Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей

массы)

- Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает

пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

- Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее

питательные)

- Кто кукует у кукушки? (самец)

- Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

- Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

- Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

- У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

- Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»?

(подорожник)

- Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую

непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса.

(туман)

- Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся,

то образуются снежные хлопья. (снежинки)

После ответа родитель получает жетон с названием группы.

Задания для родителей:

1. «Прогноз погоды». Предлагается с помощью графического моделирования составить

прогноз погоды, описанный на заранее приготовленной карточке.

2. «Время года». Предлагается составить экосистему нашего края с помощью предметно -

схематического моделирования.

3. Загадки. Предлагается через мнемотаблицы загадать загадки.

После выполнения заданий, родители демонстрируют свои работы.

Собрание заканчиваю словами В. А. Сухомлинского: «Ребенок по своей природе -

пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный

мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».

Успехов Вам и вашим детям!

Приложение

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического

воспитания детей?

3. Интересует ли Вас лично данная проблема

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому

воспитанию?

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает

внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о

природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?

6. Как вы знакомите детей с правилами поведения в природе?

7. Ваши предложения, пожелания.

Литература:

1. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия,

2002. – 336 с.

2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001

г.

3. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. Методика

ознакомления детей с природой в детском саду. М., Просвещение, 1992.

4. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М., Новая школа, 1993.

5. Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. Путешествие в мир знаков // Начальная

школа. 1998, № 10, с. 38-41.

6. Сово И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных

группах детского сада. – СПб.: ООО «Издательство и Детство ПРЕСС», 2010.

7. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». СПб, 1998.

8. Воронкович О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «Детство – Пресс»

2007.

9. Логинова В.И. Программа развития детей в детском саду  «Детство». СПб.,2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями на 2017 – 2018 учебный год во второй младшей группе

План работы  с родителями на 2017 – 2018 учебный год  во второй младшей группе...

Перспективный план работы с родителями на 2017-2018 учебный год

Перспективный план работы с родителями...

План работы с родителями на 2017-2018 учебный год

Совместная деятельность ДОУ и семьи...

Перспективный план работы с родителями на 2017 -2018 учебный год

Перспективный план работы с родителями на 2017 -2018 учебный год...

План работы с родителями на 2017-2018 учебный год

План работы с родителями на 2017-2018 учебный год...

План работы с родителями на 2017-2018 учебный год.

План работы с родителями на текущей учебный год включает в себя тему " Экологическое воспитание в семье"...

План работы с родителями на 2017-2018 учебный год.

План работы с родителями дошкольников 3-4 лет....