Сообщение на родительском собрании: Как влияет мелкая моторика на развитие ребёнка?
консультация (средняя группа)

Сообщение   на родительском собрании: Как влияет мелкая моторика на развитие ребёнка?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение   на родительском собрании: Как влияет мелкая моторика на развитие ребёнка?

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок уже с первых дней начинает познавать окружающий мир, ощущая его кончиками пальцев, своими ладошками. А вы знали, что ползая ребенок тем самым развивает свою мелкую моторику? Это действительно так. Во-первых, ползая ребенок опирается на руки, поэтому идет большая нагрузка на развитие кистей рук, во вторых, он ощупывает большое количество разнообразных фактур, и в третьих, ползая ребенок раскрывает полностью свою ладошку, что является фундаментом для дальнейшего развития мелкой моторики.

Частым вопросом взрослых является: «Для чего нужно развивать мелкую моторику?». Этот вопрос является очень актуальным, так как многие действительно не понимают зачем вообще это нужно, В связи с этим хотелось бы немного рассказать о роли мелкой моторики. При стимуляции мелкой моторики, активизируются процессы определенных участков головного мозга, улучшается кровообращение, питание ткани мозга, увеличивается скорость передачи нервного импульса. Соответственно, улучшается внимание ребенка, а именно концентрация, избирательность и переключаемость. Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит, насколько хорошо ребенок научится совершенно элементарным действиям: держать в руках карандаш, кисточку и ручку, застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять, если его мелкая моторика не будет развита. Следующим вполне логичным вопросом будет «Какие есть способы развития мелкой моторики?». Их на самом деле достаточно много. Причем, чем большее количество способов вы будите использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Хотелось бы привести пример самых распространенных упражнений и игр по развитию мелкой моторики.

*Пальчиковая гимнастика. Самые известные и эффективные упражнения, благодаря которым сенсомоторное развитие происходит в интересной и увлекательной форме. Например, могут быть использованы следующие упражнения: «Пальчики здороваются» — каждый пальчик дотронулся до пальчика напротив, «Пианино» — хаотично приподнимаем пальчики от поверхности, «приподнимаем каждый пальчик от поверхности поочередно, или все вместе», «рисуем круги в воздухе каждым пальцем».

* Полезны игры с различными мелкими предметами. Для подобных занятий идеально подойдут: крупа, бусинки, мозаика, маленькие камешки. Можно предложить ребенку разделить смешанные фасоль и горох, нанизывать бусинки или пуговицы на нитку произвольно или в определенной последовательности, которую задает взрослый, искать мелкие камешки в гречневой крупе. Для игр с мозаикой хватит того, что дети просто будут вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребенок ее выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.

  Активно используются игры с песком. Работа с песком помогает ребенку проявить себя, раскрыть творческий потенциал, успокоить нервную систему. Можно, к примеру, взять небольшую игрушку, показать ее ребенку, пусть ребенок запомнит ее и отвернется, в это время спрячьте игрушку в песок, после этого попросите ребенка найти спрятанный предмет. Со временем количество игрушек можно увеличить. Рисовать пальчиком различные фигуры на песке также очень увлекательно и помогает детям раскрыть их творческий потенциал.

* На развитие мелкой моторики благоприятно влияет вырезание ножницами различных фигур. Для начала необходимо предлагать ребенку вырезать фигуры, которые имеют прямые линии (квадрат или прямоугольник), постепенно задания усложняются (вырезаем снежинки и силуэты).

* Немаловажное значение имеют занятия аппликацией, лепкой, рисованием. На занятиях рисованием можно использовать разнообразные техники: обводка по контуру, рисование по точкам, дорисовывание второй части рисунка, рисование элементов не отрывая руки, штриховка. Из пластилина можно выкладывать в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки, делать отпечатки на тесте и пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками. Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и многое другое.

* Очень увлекательны и вызывают большой интерес игры с мягкими пазлами, так как они очень яркие и красочные, поэтому привлекают внимание детей, как малышей, так и детей старшего возраста.

* Игры с прищепками не менее интересны. Например, можно предложить ребенку сделать лучики солнышку, колючки ежику или колючки кактусу, крылышки стрекозе и др.

* Очень популярны пальчиковые игры  с резиновым массажным мячиком или граненным карандашом.

Упражнения с мячиком:

Прокатывание мячика с усилием вдоль ладоней; круговое прокатывание между ладонями; сжатие подушечками пальцев, или сжатие поочередно каждой ладошкой; подбрасывание мячика; сжимание ладонями при сомкнутых в замок пальцах.

Упражнения с карандашом: 

«Утюжок» — прокатывание карандаша по столу всей кистью от кончиков пальцев до запястья, «горка» — прокатывание карандаша по тыльной стороне кисти, «добывание огня» — трение с перекатыванием между ладонями, «подъемный кран» — захват карандаша поочередно каждым пальцем, прижимая его к ладони, «вертолет» — кручение карандаша тремя пальцами в обе стороны.

Могут быть использованы упражнения безречевые, о которых было сказано выше, а есть упражнения с речевым сопровождением. Они особенно полезны, а при речевом недоразвитии просто необходимо сочетание речи и движения в одном ритме. При этом ритмизируется и гармонизируется активность мозга.

Гимнастика с речевым сопровождением превращается в веселую игру.

Например:

*Раз, два три, четыре, пять (пальцы поочередно разгибаются из кулака)

Вышли пальчики гулять (ритмичное сжимание и разжимание кистей)

Раз, два, три, четыре, пять (пальцы сжимаются в кулак поочередно)

 домик спрятались опять (ритмичное сжимание и разжимание кистей)

Или:

Раз, два три, четыре, пять (пальцы поочередно разгибаются из кулака)

Мы во двор пошли гулять (указательный и средний идут по столу)

Бабу снежную лепили, (имитирующие движения)

Птичек крошками кормили (сыплем щепотью),

С горки мы потом катались (едем по руке),

А потом в снегу валялись (руки то на ладони, то на тыльные стороны).

Все в снегу домой пришли (отряхивающие движения),

Съели суп и спать легли (имитирующие движения).

Даже массаж можно сочетать с речью. Берём две массажные щётки и проводим по ладоням ребёнка:

Гладь мои ладошки, ёж,

Ты колючий, ну и что ж!

* Потом взрослый держит щётки щетиной вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами: Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить.

Или берём массажный шарик:

Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила (показ)

И снесла яичко умница — синичка (катаем).

Ты яичко покатай, но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно, так у птиц заведено.

Или: Я мячом круги катаю, взад — вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто им сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.

Можно использовать игры с прищепками, которые превращаются в различных животных и птиц:

Мяу-мяу, где мой крошка?

 Кто мяукает так? — Кошка.

А котёнок ей в ответ: — Мяу, мама, где обед?

Прищепки можно использовать и для массажа кончиков пальцев. Надо взять не тугие прищепки. Взрослый или сам ребёнок «кусает» подушечки пальцев на ударные слоги от большого к мизинцу:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться- скажу тебе: «Кыш!»

Можно озвучить игру с разборной игрушкой апельсин:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для стрижа,

Эта долька для утят, эта долька для котят,

Эта долька для бобра, а для волка кожура,

 Он сердит на нас — беда! Разбегайтесь кто куда!

Можно озвучивать игры с пальчиковым бассейном:

Мои руки — это волны, гонит ветер их вперёд.

Мои руки — крылья чаек, небо их к себе зовёт,

Мои руки — рыбки в море, плавают туда- сюда,

Мои руки — это крабы, разбежались кто куда.

Начинать заниматься развитием мелкой моторики можно уже в возрасте восьми месяцев, так как именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Занятия не должны быть длительными, 5 минут достаточно, лучше проводить несколько раз в день. Очень важна эмоциональная составляющая: играем пальчиками с радостью, с хорошим настроением, живо. Ведь ваш заряд положительной энергии передается ребенку. Придумать интересные и увлекательные занятия для своих детей может и не профессионал, а сам родитель. Главное надо давать ребенку больше возможностей, чтобы проявить себя, а также не забывать его хвалить, так как похвала является залогом развития здоровой личности.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Наталья\Desktop\3-4.jpg

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.

Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.

Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний.

Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.

Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.

Основные задачи развития малышей:

  • освоение навыков личной гигиены;
  • воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим;
  • развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям;
  • обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности;
  • развитие способности к сопереживанию.

Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Поэтому следует родителям объяснить своему ребенку о важности взаимоотношений воспитателя и ребенка. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью.

Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей.

Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс (Родительское собрание) Тема : « Развиваем мелкую моторику рук»

Моя задача показать Вам приемы игр с пальчиками и объяснить актуальность этих игр в развитии речи....

Конспект родительского собранияна тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в общем развитии ребенка»

Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предостави...

Сообщение на родительском собрании «Развитие общей и мелкой моторики детей».

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что ребёнок к году говорит лишь два – три слада. Другие спокойны, несмотря ...

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...

Конспект родительского собранияна тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в общем развитии ребенка»

Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предостави...

Родительское собрание «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать»

Тема: «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать»...