консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"
консультация (старшая группа) на тему

Мукаева Мария Валерьевна

консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры для развития речи ребенка»

Игра на поиск прилагательных
Суть игры заключается в том, чтобы подобрать для предложенного объекта как можно  больше прилагательных. При этом, учитывая возраст ребёнка, объект или предмет демонстрируется в виде игрушки (детям 2-3 лет), картинки (детям младшего дошкольного возраста) или просто называется (детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста).

Демонстрируя игрушку или картинку или просто называя слово «кошка», взрослый спрашивает у детей: «Кошка какая?». По очереди дети называют прилагательные (описывают кошку): пушистая, серая, ласковая, игривая, добрая и т.д. Выигрывает тот, кто назовёт последнее прилагательное (то есть, больше никто не сможет придумать для объекта ещё одну характеристику).

Игра на поиски существительных по характеристике
В этой игре, наоборот, исходя из представленной взрослым характеристики, дети должны назвать соответствующие ей предметы-существительные. Победителем оказывается тот, кто назовёт последнее существительное (после него никто уже не сможет подобрать ни одного, отвечающего предложенной характеристике существительного).

Например, взрослый спрашивает: «Что пушистое?». Дети начинают предлагать свои варианты: кошка, одеяло, кофточка, шарфик, овца, шерсть и т.д.

В качестве подсказки взрослый может использовать следующий перечень прилагательных: светлый, таинственный, смешной, шаловливый, торжественный, спокойный, удивленный, скользкий, быстрый, колючий, шершавый, холодный, гладкий, пушистый, громкий, тихий, добрый, злой, грустный, весёлый, задорный, размеренный.

Игры-загадки
Суть игры заключается в угадывании предмета, характеристику которого предлагает взрослый. Выигрывает тот, кто первый назовёт этот предмет. Очень важно, чтобы предоставляемые взрослым характеристики соответствовали практическому опыту ребёнка.

Например: «Красивая, пахучая, розовая, жёлтая, белая или красная, с шипами» - это роза, а «круглый, звонкий, отскакивающий от земли, разноцветный» - это мяч.

Игра для повторения глаголов
Для этой игры необходимо заранее подготовить картинки, изображающие орудия труда. Показывая картинку, взрослый просит детей назвать, для каких целей используется тот или иной предмет, что им можно делать.

Например, показывая кисть, взрослый ожидает услышать от ребёнка, что при помощи кисти можно рисовать, раскрашивать, клеить и т.д.

Для детей, готовящихся в школу, игра приобретает более сложный вариант, так как картинки им не показывают, а только предлагают название предмета, для которого необходимо назвать наиболее характерное действие.

Например: Кастрюля – варит, ручка – пишет, карандаш – рисует.

В качестве более сложного варианта этой игры можно предложить детям соревнование на лучшее знание действий различных предметов. Взрослый называет предмет, а дети по очереди называют те действия, которые он может осуществлять. Побеждает тот, кто назовёт последнее из возможных действий.

Например: Мяч – прыгает, летает, падает, отскакивает, попадает в ворота, катится и т.д.

Игра-угадайка
Эта игра пользуется одинаковым успехом у детей различных возрастных категорий. С возрастом усложняется пантомима, но интерес к игре не пропадает.

Ведущий показывает какое-то действие при помощи жестов и пантомимы. Игроки должны угадать, какое именно действие им было продемонстрировано. Тот, кто угадывает, становится ведущим.

Игра «Кто что делает»
Суть игры заключается в том, чтобы подобрать как можно больше объектов, способных выполнять определённое действие. Победителем становится тот, кто называет последний объект.

Например, взрослый спрашивает: «Кто поёт?» Дети отвечают: «Девочка, мальчик, певец, певица, птица, соловей, жаворонок» и т.д.

Для развития внимания и памяти используются игры-добавлялки, в которых требуется не только назвать новое слово, но и повторить все уже названные слова.

Игра «Чемодан»
Перед детьми стоит воображаемый чемодан, из которого каждый должен достать один предмет одежды, не забыв назвать всё то, что уже было названо до него.

Побеждает тот, кто последним перечислит все названные до него предметы, добавит свой и не собьется. Тот, кто сбивается, выбывает из игры.

Например, взрослый сообщает: «Я достаю из чемодана шляпу». После него ребёнок повторяет эту фразу и добавляет свой предмет: «Я достаю из чемодана шляпу и носки».

Игра «Снежный ком»
Суть этой игры максимально расширить предложенную взрослым фразу. Каждый ребёнок должен повторить фразу, произнесённую до него, добавив при этом одно своё слово. Тот, кто ошибается или не может добавить слово, выбывает из игры. Победителем становится ребёнок, который последним назвал всю произнесённую до него фразу и добавил своё слово.

Например, взрослый предлагает фразу: «Котик греется на солнце».
Дети последовательно расширяют её:
Пушистый котик греется на солнце.
Пушистый и весёлый котик греется на солнце.
Пушистый и весёлый котик греется на солнце и мурлычет.
Пушистый и весёлый котик греется на солнце и мурлычет песенку.
Пушистый и весёлый котик греется на солнце и тихонько мурлычет песенку и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение игры в развитии речи ребенка"

Консультация для родителей по развитию речи....

Консультация-практикум для родителей "Голосовые игры для развития речи ребенка"

,Консультация содержит рекомендащии родителям, как организовать с детьми  обучениег олосовым играм, чтобы оно  не было в тягость,а воспринималось с радостью и интересом.Кроме того, предостав...

Консультация для родителей «Роль игры в развитии речи ребенка»

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, подд...

Консультация на тему: «Роль игры в развитии речи ребенка»

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.Три года -...

Консультация для родителей «Игры для развития речи ребенка 2-3 лет»

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет наблюдается значительный скачок в развитии речи, то этому рекомендуется уделить особое внимание. Для того чтобы дети могли свободно выражать свои мысли ...

консультация родителей " Роль игры в развитии речи ребенка"

Материал предназначен для консультации родителей по теме роль игры в развитии речи детей...

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Интересные и занимательные речевые игры способствуют развитию речи ребенка, пока вы добирае

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Бейнарович Светлана анатольевнаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Интересные и за...