Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника»
консультация (подготовительная группа) на тему

Фетисова Светлана Николаевна

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_budushchego_pervoklassnika.docx209.52 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  ДЕТСКИЙ САД № 44»

Консультация  для   родителей

«Портрет будущего первоклассника»

https://habinfo.ru/wp-content/uploads/2017/01/55e4758509059.jpeg

                                                         

                                                           

              «Быть готовым к школе – не значит уметь                                                                          читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться».

 ( Венгер Л.А.)

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

             В этот же период жизни меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).

1. Социальное развитие.

Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.

Общается со сверстниками, знает правила общения.

Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.

Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

Хорошо адаптируется к новой обстановке.

Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

Не избегает общения.

2. Организация деятельности.

Может планировать свою деятельность.

Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.

Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.

Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

Не отказывается от заданий.

3. Речевое развитие.

Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.

Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.

В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

4. Развитие движений и пространственная ориентация.

Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.

В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).

Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.

Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.

Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

Различает расположение фигур (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу и т.п.).

Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.

Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.

Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.

Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

6. Личностное развитие.

Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.

Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.

Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.

Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

 Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.

Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)

7. Здоровье.

Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.

Спокоен, усидчив, нераздражителен.

Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).

Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).

В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).

В речи нет выраженных задержек в развитии.

8. Развитие внимания и памяти.

Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).

Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.

После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

«Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте».     Ч. Темпл

Используемая литература:

  1. Безруких  М.М. Пора ли в школу, Вентана – Графф,2003
  2. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Москва, институт практической психологии, 1998 год.
  3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Москва, издательство «Просвещение», 1988 год.
  4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., издательство  Просвещение, 1968.
  5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка - М., издательство  Просвещение, 1972.
  6. Коломинский Я.Л. Панько Е.А., «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста»  Москва, издательство «Просвещение», 1988 год.
  7. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  8. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987.
  9. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991.
  10. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  11. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. Особенности психического развития детей  6-7-летнего возраста - М.: Педагогика, 1988.
  12. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника  - М.: Издательский центр- Академия, 2000.