В чём сила сказки.
консультация (младшая группа) на тему

Мария Владимировна Ворожеина

Консультация для родителей "В чём сила сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_chem_sila_skazki.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

В чём сила сказки

Старые, добрые, забытые сказки. Надо признать, что современные дети практически не слышат их. Родители читают сказки своим малышам непростительно редко. В лучшем случае - на ночь. На много проще включить телевизор, какую-нибудь передачу, поставить диск и заниматься своими делами. При этом редко кому интересно, что услышит ребёнок или правильно ли поймёт какое-либо событие. Равнодушие взрослых? Нет. Не понимание. Мы можем ждать чего-то хорошего от наших детей, если вложили в них это "что-то". Сами. Не телевизионные передачи. Вам некогда читать сказки, вы слишком заняты? Кажется, важнее обратить внимание на грязную рубашку и порванные колготки? Вам необходимо "пожурить" ребёнка за плохое поведение? Дать ценные советы на день грядущий? Но ведь всё это можно сделать с помощью сказок. Не читать нотации, а общаться на более понятном ему языке. С помощью оценки сказочных героев. Как будто со стороны, но ребёнок обязательно примет к сведению то, что самостоятельно осудил. Если вы всё-таки читаете сказки, обращаете ли вы внимание не содержание сказки? В книжных магазинах большое количество сказок. Трудно разобраться в их содержании. Покупайте сказки проверенные, содержание которых вам знакомо. Порой даже взрослому человеку трудно понять смысл некоторых современных сказок. Их тематика разнообразна. Помните одно- сказка должна чему-то научить ребёнка. В этом заключается её главное назначение. Не надо брать длинную сказку, с запутанным сюжетом. Выберите короткую по содержанию, но ёмкую, "умную". Хорошо, если в ней будет не только понятное содержание, но и герои с яркими характерами и поступками. Так, чтобы после прочтения можно было поговорить о сказке. Остановимся на этом подробнее.

Прочитав сказку, уделите немного времени для беседы с ребёнком. Можно сделать это через короткое время, не сразу. Вы узнаете о своём малыше многое, ведь в оценках сказочных героев проявится его отношение к событиям, характерам персонажей. Вас может удивить, что сынок очень рад, что ведьму привязали к хвосту лошади и она обязательно умрёт, а дочь развеселится, когда услышит, что царь заживо сварился в кипящем молоке. Вам это понравится? Зло должно быть наказано, но, может, не так жестоко? Вы не задумывались над этим? Напрасно. В сказках бывает всякое, говорите с ребёнком о прочитанном, не нравится жестокость - придумайте другой конец для сказки. Как ещё можно было бы исправить злого персонажа? Как помочь ему стать добрым? Дети выступая в роли защитника и доброго судьи станут немного мудрее и добрее, ведь от них будет зависеть, пусть и вымышленная, но жизнь. Бывает доброе в сказках таким не заметным. В сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" никто не называет спасителем слугу, который не побоялся ведьмы и позвал на помощь. А ведь именно он спас Алёнушку. Читайте сказки , которые и вам будут интересны. Разговоры о сказке с ребёнком и для вас станут откровением. Похвалите ребёнка за его желание "не губить" пусть даже и злого героя. Пусть у малыша останется желание и надежда, что всё можно исправить и всем помочь. Воспитывайте доброту в маленьком человеке и она обязательно отзовётся и для вас.

Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет существовать им столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень многое рознит, кроме устройства психики. Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.

       Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе жизненно важные идеи:

  • Мир, в котором мы живем – живой. Животные, птицы, растения, даже рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.
  • Существует добро и зло. Добро, в конце концов, побеждает. Это положение вещей способствует развитию бодрости духа, стремления к лучшему.
  • Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и иметь терпение.
  • Существуют дополнительные, волшебные ресурсы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и стимулирует развитие самостоятельности.

        Сказки достаточно разнообразны, как и наша  жизнь. Для обучения используются дидактические (обучающие) сказки. Вы сами можете придумать сказку, которая поможет ребенку усвоить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно вести себя в гостях. Психологи используют терапевтические и психокоррекционные сказки.

        Каждому – свое.

        Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза – дереза») Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений. (Катится, катится колобок; тянут – потянут, а вытянуть не могут.)

        Бытовые сказки демонстрируют особенности семейной жизни, учат выходить из конфликтных ситуаций, придерживаться здравого смысла. («Золотая рыбка», «Кривая уточка», «Мудрая жена») Поэтому они могут быть полезны для подростков.

        Дети после 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни. В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки – страшилки. Слушая, пересказывая, сочиняя их ребенок освобождается от состояния тревожности, каких – то реальных страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия.

        

Сказки учат.

  • Сказка показывает возможные и желательные формы поведения.

Пример Иванушки – дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию – достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность.

  • Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы.

Возможность использования волшебной силы – это ничто иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные рычаги.

  • Сказка позволяет переживать эмоции.

Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть – сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси – лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца заиграться, загуляться».

  • Сказка обладает силой внушения.

Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

  • Сказка готовит к взрослению.

Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории превращения пупса во взрослого человека.

Полезно беседовать о сказках.        

Поговорить с ребенком вы можете, задавая следующие вопросы:

-О чем эта сказка?

-Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

-Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?

-Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью – либо помощь?

-Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?

-Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Каждый может стать сказочником.

        Если вы сами начнете сочинять сказки, то заметите, что это занятие благотворно сказывается на психическом здоровье, развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону. Вот один из приемов, который можно использовать для создания своей сказки:

-Сядьте удобно, расслабьтесь, выберите образ на тему, которая волнует вас, вашего ребенка;

-Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картинку, в которой присутствовал бы ваш образ в радужном цвете, опишите его. Это начало вашей сказки;

-Теперь представьте, что могло бы нарушить вашу идиллию. Это будет конфликт вашей сказки;

-Дальше разверните сказочные события по схеме, например, волшебной и приключенческой сказки. Рождение, жизнь в отчем доме, расставание, выбор пути, борьба и победа, путь домой, прибытие, счастливый конец.

Жизнь, как в сказке.

        Испокон веков люди стремятся реальность приблизить к сказке. Особенно завораживает всех праздничная обстановка на Новый Год, когда могут происходить чудеса, проявляться нераскрытые качества человека, может материализоваться мечта. Люди ждут сюрпризов, а что это, если не ожидание чуда?

Наивная вера наших чад в волшебство, сказки и Деда Мороза – это запас душевных сил на всю жизнь. Не спешите объяснять малышам, кто есть кто. Я знаю ребенка, который до 11 лет верил, что Дед Мороз существует. Его оптимизму, умению выходить из трудных ситуаций можно только позавидовать. Волшебные праздники – а ведь каждый праздник можно сделать волшебным – несут огромный заряд положительной энергии.

        Не отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырастет, он вернет это добро сторицей и вам, и всем окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа первая: «В чем сила сказки?»

Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет им существовать столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки,...

В чем сила сказки

Консультация для родителей "В чем сила сказки"...

"Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста"

Многочисленные исследования последних лет констатируют рост патологий речи у детей. При этом специалистов настораживает комплексный характер этой тенденции, заключающейся в одновременном нарушении реч...

Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста

  Одним из эффективных методов работы с детьми является сказкотерапия.Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:• образное мышление...

Памятка "В чем сила сказки"

Когда родители читают детям сказки, это сближает, это учит, это воспитывает. В чем же сила сказки?...

Удивительная сила сказки

Данный материал может быть использован для проведения консультации с родителями....

Презентация «Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста»

Современный мир сложен, отрицательный информационный поток порой зашкаливает, и дети вынуждены адаптироваться в этом мире. В этих условиях крайне важно дать ребенку некий инструментарий для того, чтоб...